Председатель Кассационного военного суда Красько А.А., изучив жалобу начальника "данные изъяты" военной автомобильной инспекции (территориальной) "звание" Мироненко И. на постановление судьи Ярославского гарнизонного военного суда от 17 января 2022 года и решение судьи 2-го Западного окружного военного суда от 23 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении военнослужащего войсковой части "данные изъяты" "звание" Константинова Дмитрия Дмитриевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Ярославского гарнизонного военного суда от 17 января 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении Константинова Д.Д. прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в его действиях события вмененного ему деяния.
Решением судьи 2-го Западного окружного военного суда от 23 марта 2022 года указанное постановление изменено в части основания прекращения производства по делу. Согласно содержанию названного решения судьи производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Константинова состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Кассационный военный суд в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, начальник "данные изъяты" военной автомобильной инспекции (территориальной) "звание" Мироненко И. просит отменить вышеназванные судебные акты и принять по делу новое решение.
В обоснование этого автор жалобы, приводит ряд доводов, которые сводятся к суждению о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении Константинова Д.Д, вопреки выводам судей обеих инстанций, оформлен надлежащим должностным лицом.
Константинов Д.Д, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения не представил.
Изучив доводы жалобы и приложенные к ней документы, прихожу к следующим выводам.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 2 июля 2021 года, вступившим в законную силу 13 сентября 2021 года, вынесенным заместителем начальника "данные изъяты" ВАИ (т) "звание" ФИО1, Константинов Д.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Поскольку Константинов не уплатил в срок штраф, назначенный ему вышеназванным постановлением, старшим инспектором "данные изъяты" ВАИ (т) "звание" ФИО2 в отношении него 8 декабря 2021 года оформлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Как усматривается из содержания обжалуемых судебных актов, судьи гарнизонного и окружного военных судов, анализируя положения части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, пришли к выводу о том, что данный протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, оформлен ненадлежащим должностным лицом, поскольку правом по его составлению обладает лишь то лицо, которое ранее вынесло постановление о назначении Константинову Д.Д. административного штрафа, то есть заместитель начальника "данные изъяты" ВАИ (т) "звание" ФИО1
Данное обстоятельство, по мнению судей обеих инстанций, свидетельствует о недопустимости названного процессуального документа в качестве доказательства по настоящему делу, что в свою очередь влечет за собою необходимость прекращения производства по делу.
Между тем с указанными выводами гарнизонного и окружного военных судов согласиться нельзя.
В силу пункта 12 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 указанного Кодекса, вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, а по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями - судебные приставы-исполнители.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 названного Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Из содержания приведенных норм усматривается, что для определения полномочий должностных лиц указанных выше органов на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, необходимо выяснить, от имени какого органа было вынесено неисполненное лицом, привлеченным к административной ответственности, постановление о наложении административного штрафа.
Таким образом, КоАП РФ не ставит наличие права конкретного должностного лица на составление протокола по части 1 статьи 20.25 Кодекса в зависимость от вынесения им ранее постановления о наложении штрафа.
Утверждение об обратном, при наличии ряда объективных причин (назначение должностного лица на иную должность, перевод по службе, отпуск, командировка и другое), может поставить под угрозу соблюдение принципа неотвратимости административной ответственности.
Из содержания обжалуемых судебных актов следует, что постановление о привлечении Константинова к административной ответственности от 2 июля 2021 года, как и протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, вынесены должностными лицами одного и того же территориального органа военной полиции, входящего в структуру военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Российской Федерации - "данные изъяты" ВАИ (территориальная).
В связи с этим, вопреки выводам судей гарнизонного и окружного военных судов, у старшего инспектора "данные изъяты" ВАИ (территориальная) "звание" ФИО2 имелись полномочия по оформлению вышеназванного протокола в отношении Константинова Д.Д.
При указанных обстоятельствах и в связи с тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Константинова Д.Д. судьи гарнизонного и окружного военных судов неверно истолковали и применили нормы материального права, принятые по делу постановление судьи Ярославского гарнизонного военного суда от 17 января 2022 года и решение судьи 2-го Западного окружного военного суда от 23 марта 2022 года подлежат отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ и в связи с тем, что на момент рассмотрения в Кассационном военном суде жалобы начальника "данные изъяты" ВАИ (территориальной) срок давности привлечения Константинова Д.Д. к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ истек, то производство по настоящему делу подлежит прекращению в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом такое решение не ухудшает положение Константинова Д.Д, поскольку, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16.06.2009 N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Ярославского гарнизонного военного суда от 17 января 2022 года и решение судьи 2-го Западного окружного военного суда от 23 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении военнослужащего войсковой части "данные изъяты" "звание" Константинова Дмитрия Дмитриевича отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Председатель Кассационного
военного суда А.А. Красько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.