Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-200/2021 по кассационной жалобе административного истца на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 25 февраля 2022 г. по административному исковому заявлению "звание" Казьмина Анатолия Анатольевича об оспаривании действий командующего "данные изъяты" и командира войсковой части N., связанных с порядком увольнения с военной службы.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Анчутина А.В. полагавшего, что в удовлетворении кассационной жалобы необходимо отказать,
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного искового заявления Казьмина о признании незаконными бездействия командира войсковой части N, выразившегося в ненаправлении его на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей при рассмотрении его рапорта об увольнении с военной службы, и приказа командующего "данные изъяты" от 28 августа 2021 г. N 53 об увольнении с военной службы по истечении срока контракта в связи с тем, что в этом приказе неправильно указаны его выслуга лет, дата истечения срока контракта и дата подачи им рапорта об увольнении с военной службы.
В кассационной жалобе, поданной 23 мая 2022 г. административный истец, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, просит их отменить ввиду несоответствия выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также существенного нарушения судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита его нарушенных прав, свобод и законных интересов, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы он указывает, что при рассмотрении дела не все его требования рассмотрены, суды приняли без осмотра и изучения оригиналов, предоставленные административным ответчиком выписки из документов, заверенные должностными лицами воинской части без подтверждения их полномочий на заверение копий документов. Далее, анализируя обстоятельства дела в части сроков и содержания поданных им рапортов об увольнении с военной службы и направлении на переподготовку по одной из гражданских специальностей, утверждает о наличии нарушений по другим требованиям его искового заявления, обращая внимание на даты своего обращения к командованию воинской части с просьбой о направлении на переподготовку в рапорте от 26 марта 2021 г. и рапортах от 16 июля и 28 октября 2021 г. Полагает, что командованием допущены нарушения при проведении с ним беседы перед увольнением с военной службы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 327, 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, Кассационный военный суд приходит к следующему.
Как установлено судами и подтверждается материалами административного дела, Казьмин проходил военную службу в войсковой части N. по контракту, заключенному по 23 июля 2021 г.
26 марта 2021 г. он обратился к командованию воинской части с рапортом об увольнении с военной службы по истечении срока контракта, в котором также просил "направить его на переобучение после увольнения с военной службы". Сведений о реализации командованием названного рапорта материалы административного дела не содержат.
16 июля 2021 г. Казьмин обратился к командованию воинской части с рапортом об увольнении с военной службы в связи с истечением срока контракта, в котором также просил направить на профессиональную переподготовку по гражданской специальности. Сведений о реализации командованием названного рапорта материалы административного дела не содержат.
Приказом командующего "данные изъяты" от 28 августа 2021 г. N 53, в редакции приказа этого же должностного лица от 30 ноября 2021 г. N 106, административный истец уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока контракта.
28 октября 2021 г. Казьмин вновь обратился к командованию с рапортом о направлении его на профессиональную переподготовку в филиал Военной академии "данные изъяты" который реализован не был.
Приказом командира войсковой части N. от 16 ноября 2021 г. N 244 административный истец исключен из списков личного состава воинской части с 13 февраля 2022 г.
С учетом установленных обстоятельств суды обоснованно исходили из того, что в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по истечении срока военной службы имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации, продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
Согласно пункту 4 Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 г, действовавшего до 1 октября 2021 г. (далее - приказ МО РФ), военнослужащие, увольняемые с военной службы по истечении срока военной службы и изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командирам (начальникам) воинских частей не ранее чем за год до истечения срока контракта с учетом сроков, обеспечивающих их направление на профессиональную переподготовку во время прохождения военной службы.
Только в отношении таких военнослужащих, то есть изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку на условиях и порядке, предусмотренным этим Порядком, и подавших соответствующий рапорт, в воинской части составляются списки согласно приложению N 1 к Порядку, сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях согласно приложению N 2 к названному Порядку, после чего эти списки с приложением к ним копий документов об образовании военнослужащих представляются в образовательные организации, а сведения - в порядке подчиненности в кадровые органы. В последующем формируются обобщенные сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, на основании которых формируются учебные группы и высылаются в воинские части письменные уведомления, в которых указываются форма профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения. Данное уведомление является основанием для выдачи военнослужащему направления согласно приложению N 3 к упомянутому Порядку и изданию приказа о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку.
Верно применив приведённые правовые нормы, суды, отказывая в удовлетворении требований административного иска в части ненаправления Казьмина на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, исходили из того, что первый рапорт, который подавался им 26 марта 2021 г, не мотивирован, не соответствует требованиям приказа МО РФ по форме и содержанию. По этим же основаниям судами не установлено каких-либо нарушений со стороны командования при обращении к командованию Казьмина со вторым рапортом от 16 июля 2021 г. поданным, к тому же, за восемь дней до истечения срока контракта.
Рапорт административного истца от 28 октября 2021 г. обоснованно не был удовлетворен в связи с тем, что к командованию воинской части Казьмин обратился 28 октября 2021 г, то есть после истечения срока контракта и после издания приказа о его увольнении с военной службы. В соответствии же с подпунктом 2 пункта 6, вступившего в действие с 1 октября 2021 г, Порядка и условий реализации военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, введен приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 мая 2021 г. (далее - приказ МО РФ) определен срок обращения с подобными рапортами военнослужащих, увольняемых с военной службы по истечении срока военной службы - не ранее чем за двенадцать месяцев и не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока контракта о прохождении военной службы.
Каких-либо нарушений командованием порядка проведения беседы перед увольнением с военной службы беседы с Казьмина, в ходе которой тот не заявлял просьбы о направлении его на профессиональную переподготовку, вопреки утверждению в кассационной жалобе, не допущено, а сведения о выслуге лет уточнены приказом командира войсковой части N. от 30 ноября 2021 г. N 106.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Казьмина в части признания незаконным бездействия командира войсковой части N, выразившегося в ненаправлении его на профессиональную переподготовку, основаны на применимых нормах материального права.
Довод Казьмина о нерассмотрении судом его требования, изложенного в пункте 1 уточнений искового заявления, не основан на материалах дела. Согласно протоколу и аудиопротоколу судебного заседания Волгоградского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2021 г. протокольным определением суда было отказано в принятии к рассмотрению этого требования и административному истцу разъяснено его право на обращение с ним в суд вне рамок данного дела. Сведений об обжаловании принятого гарнизонным военным судом определения материалы административного дела не содержат. Поэтому оснований для рассмотрения этого требования судом апелляционной инстанции не имелось.
Также несостоятельным признается довод кассационной жалобы о необоснованном приобщении судами к материалам административного дела копий документов без исследования их подлинников, поскольку в соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Иные доводы автора кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 177, 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, Кассационный военный суд, определил:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 25 февраля 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Казьмина Анатолия Анатольевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2022 г.
Председательствующий: Р.В. Прытков
Судьи:
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.