Судья Кассационного военного суда Красношапка В.Б., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу представителя административного ответчика - федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты"" (далее - Управление) Фараджевой Екатерины Александровны на решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 26 апреля 2022 г. по административному делу N 2а-9/2022 Северодвинского гарнизонного военного суда по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Траночкина Сергея Борисовича об оспаривании действий Управления и командира войсковой части N 2., связанных с порядком применения к денежному довольствию районного коэффициента,
УСТАНОВИЛ:
вышеназванным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением флотского военного суда, удовлетворен административный иск Траночкина С.Б. с требованиями о признании незаконными действий Управления, связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части N 2. об установлении к денежному довольствию административного истца районного коэффициента в размере 1, 6.
Судом на Управление возложена обязанность по согласованию указанного проекта приказа, а на командира воинской части - обязанность по изданию приказа об установлении к денежному довольствию Траночкина С.Б. районного коэффициента в размере 1, 6 с момента зачисления этого военнослужащего в списки личного состава войсковой части N 1..
С Управления в пользу административного истца в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, взыскано 300 руб.
В поданной 7 июня 2022 г. кассационной жалобе представитель Управления, полагая, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование этого приводит доводы, сводящиеся к тому, что судами неверно применены положения статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как Траночкин С.Б, обеспечиваемый денежным довольствием по новой должности с мая 2021 г, мог и должен был знать о размерах и составных частях получаемого вознаграждения не позднее июня 2021 г, однако обратился в суд в декабре 2021 г.
Автор жалобы также указывает, что имеется неотмененный приказ командования от 15 апреля 2021 г. N 116 о выплате административному истцу денежного довольствия с учетом коэффициента в размере 1, 4.
Полагает, что оснований для исчисления (сохранения) Траночкину С.Б. коэффициента в оспоренном размере не имеется, поскольку из отдалённого района, на территории которого к денежному довольствию применяется коэффициент в размере 1, 6, этот военнослужащий в одиночном порядке убыл к новому месту военной службы, фактически расположенному в местности, где указанный коэффициент исчисляется в размере 1, 4.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к нижеследующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Материалами дела подтверждается, что до 30 апреля 2021 г. Траночкин С.Б. проходил военную службу в воинской части, дислоцированной на территории "данные изъяты", где ему в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1237 выплачивалось денежное довольствие с применением коэффициента 1, 6.
В дальнейшем он был назначен на равную воинскую должность в другую воинскую часть, которая с момента формирования, в связи с выполнением мероприятий, связанных с "данные изъяты" дислоцирована не в пункте постоянного базирования соединения, определенного ей по окончании указанных мероприятий, а на территории "данные изъяты", где указанным нормативным правовым актом к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусмотрен коэффициент 1, 4.
После зачисления в списки личного состава указанной воинской части 1 мая 2021 г. выплата денежного довольствия Траночкину С.Б. на основании приказа командира войсковой части N 2. от 15 апреля 2021 г. N 116 производится с применением коэффициента 1, 4.
При этом Управлением было отказано в согласовании проекта приказа командира войсковой части N 2. об установлении Траночкину С.Б. районного коэффициента к денежному довольствию в размере 1, 6, о чем этому военнослужащему, обратившемуся по команде за соответствующими разъяснениями в мае 2021 г, доведено в ноябре 2021 г.
В декабре 2021 г. административный истец, посчитав свои права нарушенными, обратился в гарнизонный военный суд.
Разрешая спор при вышеизложенных обстоятельствах и удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что административный истец назначен на новую воинскую должность в пределах одного соединения, дислоцированного на территории "данные изъяты" то есть того же отдаленного района, из которого Траночкин С.Б. переведен к новому месту службы.
Дополнительно флотским военным судом отмечено, что пребывание Траночкина С.Б. вне отдаленного района, где будет находиться пункт постоянной дислокации его воинской части после выполнения мероприятий по "данные изъяты", указывает на временное нахождение административного истца на территории "данные изъяты".
Перечисленные обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, являются основанием для сохранения указанному военнослужащему выплаты денежного довольствия с применением коэффициента в оспоренном размере.
Однако такие выводы гарнизонного и флотского военных судов основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 утверждены Правила применения коэффициентов ("данные изъяты") и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников "данные изъяты", лиц, проходящих службу в "данные изъяты" в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (далее - Правила, постановление Правительства РФ N 1237).
В соответствии с пунктом 2 Правил выплата денежного довольствия с учетом коэффициентов производится со дня прибытия военнослужащего (сотрудника) в район (местность) и прекращается со дня, следующего за днем убытия из этого района (местности).
Согласно пунктам 4 и 6 Приложения к постановлению Правительства РФ N 1237 "данные изъяты" относится к району, в котором применяется коэффициент 1, 6, а "данные изъяты". - к местности, в которой применяется коэффициент 1, 4.
Приведенные положения конкретизированы в Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. (далее - Порядок).
Пунктом 87 Порядка определено, что выплата военнослужащим по контракту коэффициентов к денежному довольствию производится на основании приказа соответствующего командира:
1) прибывшим в отдаленные районы (местности), высокогорные районы, пустынные и безводные местности, где к денежному довольствию военнослужащих по контракту установлены коэффициенты, в связи с назначением на воинские должности, зачислением в распоряжение командиров, переменой пункта постоянной дислокации воинской части (подразделения):
одиночным порядком - со дня прибытия в отдаленный район (местность), высокогорный район, пустынную и безводную местность (зачисления в списки личного состава воинской части);
в составе воинской части (подразделения) - со дня прибытия в пункт постоянной дислокации;
2) убывающим из отдаленного района (местности), высокогорного района, пустынной и безводной местности, где к денежному довольствию военнослужащих установлены коэффициенты, в другие отдаленные районы (местности), высокогорные районы, пустынные и безводные местности:
одиночным порядком без сохранения за ними воинских должностей по месту военной службы - по день убытия из отдаленного района (местности), высокогорного района, пустынной и безводной местности (исключения из списков личного состава воинской части);
в составе воинской части (подразделения) в связи с переменой пункта постоянной дислокации - по день убытия из пункта постоянной дислокации.
Содержание перечисленных норм указывает на то, что вышеназванные меры социальной поддержки носят компенсационный характер за прохождение военной службы в районах с тяжелыми климатическими условиями, в связи с этим право на их оказание непосредственно связано с климатическим фактором и фактическим нахождением военнослужащего на соответствующих территориях страны.
Следовательно, выплата денежного довольствия с применением конкретного размера коэффициента за военную службу в отдаленном районе напрямую зависит от фактов прибытия военнослужащего на территорию соответствующей местности и убытия с территории этой местности.
Вышеназванные факты имеют правовое значение (влияют на размер коэффициента), когда данное перемещение обусловлено одним из обстоятельств, связанных с прохождением военной службы, а именно: назначением на воинскую должность, зачислением на обучение, в распоряжение командиров либо переменой пункта постоянной дислокации воинской части.
В свою очередь, определение размера коэффициента при убытии с территории отдаленного района применительно к месту постоянной дислокации воинской части осуществляется только в случаях, когда перемещение из одной местности в другую производится в составе воинской части, а не в одиночном порядке.
Судами установлено, что с 1 мая 2021 г. Траночкин С.Б. не проходит военную службу на территории "данные изъяты" в связи с убытием из указанного отдаленного района в одиночном порядке, ввиду назначения его на воинскую должность в другую воинскую часть, дислоцирующуюся "данные изъяты", где предусмотрен районный коэффициент 1, 4.
С момента своего формирования войсковая часть N 1. к определенному ей после ввода в состав "данные изъяты" пункту постоянного базирования не прибывала.
Перечисленные обстоятельства с учетом вышеизложенного правового регулирования указывают на ошибочность выводов судов о том, что Траночкин С.Б. после убытия для дальнейшего прохождения военной службы на территорию "данные изъяты", где к денежному довольствию применяется районный коэффициент 1, 4, подлежит обеспечению денежным довольствием, исходя из размера коэффициента, предусмотренного для военнослужащих, проходящих военную службу на территории "данные изъяты"1, 6).
Что касается ссылок судов на пункт 11 Правил, согласно которому выплата денежного довольствия с учетом коэффициентов и процентных надбавок сохраняется на все время пребывания военнослужащего вне района (местности), связанного с исполнением обязанностей военной службы, а также с нахождением в отпусках, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то их нельзя признать убедительными, поскольку данная норма применяется к военнослужащим, фактически проходящим военную службу в соответствующем районе (местности), а не к тем, у которых это планируется в будущем.
Поэтому, вопреки ошибочному мнению судов, сведения о принадлежности к территории "данные изъяты" пункта постоянного базирования, определенного для войсковой части N 1. после завершения мероприятий "данные изъяты", откуда воинская часть не убывала на территорию, где проводятся эти мероприятия, и соответственно, куда не прибыла на момент перемещения административного истца к новому месту службы, сами по себе не указывают на неправомерность оспоренных действий административного ответчика.
Иных обстоятельств, подтверждающих обоснованность выводов судов о необходимости применения к денежному довольствию административного истца районного коэффициента, предусмотренного для отдаленной местности, с территории которой Траночкин С.Б. убыл в одиночном порядке, а не в составе воинской части, судами не установлено.
Таким образом, выводы судов о праве Траночкина С.Б. на обеспечение денежным довольствием с применением коэффициента 1, 6, установленного для местности, в которой он военную службу не проходит, основаны на неправильном применении и толковании вышеназванных норм материального права, что в силу части 2 статьи 328 статьей КАС Российской Федерации является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений.
Поскольку исправление ошибки в применении норм материального права не требует установления новых обстоятельств дела, исследования и оценки доказательств, суд кассационной инстанции находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, пунктом 5 части 1 статьи 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 26 апреля 2022 г. по административному делу N 2а-9/2022 Северодвинского гарнизонного военного суда по административному исковому заявлению Траночкина Сергея Борисовича отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Траночкина Сергея Борисовича отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 июля 2022 г.
Судья В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.