Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-28/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) - Обедина Алексея Анатольевича на апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 апреля 2022 г., которым отменено решение Московского гарнизонного военного суда от 19 января 2022 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Стальмаковой Анны Сергеевны об оспаривании действий Минобороны России, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России (далее - ДЖО Минобороны России), федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и войсковой части N 2., связанных с начислением доходов от инвестирования на именном накопительном счете (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Московского гарнизонного военного суда от 19 января 2022 г. административное исковое заявление Стальмаковой А.С, в котором она просила признать незаконными действия командира войсковой части N 3 (правопреемник - войсковая часть N 2.) и ДЖО Минобороны России, связанные с несвоевременным включением ее в реестр участников НИС, а также обязать ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на ее ИНС доход от инвестирования накоплений за период с 14 января 2009 г. по 1 января 2021 г. в размере "данные изъяты". за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части N 2, связанные с не включением Стальмаковой А.С. в реестр участников НИС, и обязал ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на именном накопительном счете (далее - ИНС) административного истца доход от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты" за счет средств распределяемого инвестиционного дохода. В удовлетворении остальных требований Стальмаковой А.С. ? отказано.
Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 28 апреля 2022 г. указанное решение гарнизонного военного суда отменено и вынесено новое решение, которым административное исковое заявление Стальмаковой А.С. удовлетворено частично.
Окружной военный суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N 2, выраженное в ненаправлении документов для включения Стальмаковой А.С. в сводный список военнослужащих, направляемый в регистрирующий орган Минобороны России для включения в реестр участников НИС, а также обязал:
- руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" истребовать из Минобороны России "данные изъяты", которые учесть на ИНС Стальмаковой А.С. в качестве недополученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- Минобороны России предоставить ФГКУ "Росвоенипотека" "данные изъяты". для их учета на ИНС Стальмаковой А.С. в качестве недополученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
В удовлетворении административного искового заявления Стальмаковой А.С. в остальной части требований отказано.
В поданной 7 июня 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Обедин А.А, выражая несогласие с определением суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований Стальмаковой А.С. отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие обеспечение НИС военнослужащих, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что начисление инвестиционного дохода лицам, которые не были включены в реестр своевременно, законодательством не предусмотрено, а Минобороны России каких-либо прав Стальмаковой А.С. не нарушало.
Далее автор жалобы указывает, что оснований для начисления вышеуказанных денежных выплат за спорный период не имеется, поскольку такая возможность, в том числе выделение на эти цели средств из федерального бюджета, действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, Обедин А.А. полагает, что административный истец пропустила трехмесячный процессуальный срок подачи административного иска в суд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
В соответствии с частями 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Стальмакова А.С. проходила военную службу по контракту с 11 июня 2003 г. по 14 апреля 2008 г, 14 января 2009 г. административный истец вновь поступила на военную службу, которую в период с мая 2009 г. по май 2013 г. проходила в войсковой части N 2..
14 июня 2006 г. Стальмакова А.С. подала рапорт на включение в реестр НИС, но документы на включение в реестр НИС реализованы не были, а она включена в указанный реестр лишь 22 июня 2021 г. с датой возникновения основания для включения - 14 января 2009 г. по "16" категории.
ИНС административному истцу был открыт 29 июля 2021 г, накопительные взносы до 1 августа 2021 г. на этом счете не учитывались, в доверительное управление не передавались и, соответственно, доход от их инвестирования на указанный счет не поступао, о чем Стальмаковой А.С. стало известно 1 ноября 2021 г. из свидетельства о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного иска, суд первой инстанции верно исходил из того, что причиной несвоевременного включения Стальмаковой А.С. в реестр участников НИС явилось бездействие со стороны командира войсковой части N 2, который в нарушение требований действующего законодательства не направил в органы военного управления документы для включения ее в сводный список военнослужащих, что привело к начислению на ее ИНС накоплений для жилищного обеспечения в меньшем размере - без учета доходов от их инвестирования, что привело к нахождению Стальмаковой А.С. в неравном положении с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с ней время стать участниками НИС и имевшими возможность реализовать это право фактически.
Вместе с тем в качестве источника получения денежных средств гарнизонный военный суд указал на доход от инвестирования накоплений, подлежащий распределению ФГКУ "Росвоенипотека" между всеми военнослужащими, являющимися участниками НИС, что действующим законодательством не предусмотрено.
С таким выводом гарнизонного военного суда о способе восстановления нарушенного права Стальмаковой А.С. обоснованно не согласился суд апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС").
Согласно пунктам 1-3 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О НИС" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительные взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
При этом в силу ч. 4 ст. 5 ФЗ "О НИС" учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью же 6 ст. 5 ФЗ "О НИС" определено, что учет указанного дохода осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г, указано, что Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 этого Положения Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Минобороны России.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции верно истолковал и применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку ИНС является не банковским счетом, а формой аналитического учета, в связи с чем перечислить на него какую-либо сумму инвестиционного дохода не представляется возможным, то восстановление нарушенных прав административного истца должно осуществляться путем предоставления Минобороны России ФГКУ "Росвоенипотека" денежных средств, которые уполномоченным федеральным органом подлежат учету на ИНС Стальмаковой А.С. в качестве недополученного ею дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с 30 июня 2011 г. по 1 января 2021 г.
Довода автора кассационной жалобы об отсутствие самостоятельного порядка регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которые гарантированы законом. Защита этих прав в силу п. 2 ст. 3 КАС Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, в целях устранения нарушенного права административного истца на Минобороны России обоснованно возложена обязанность по перечислению на ИНС Стальмаковой А.С. рассчитанных ФГКУ "Росвоенипотека" денежных средств инвестиционного дохода.
Выводы окружного военного суда основаны на установленных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального и процессуального права, их обоснованность у суда кассационной инстанции не вызывает сомнений.
Каких-либо данных, обстоятельств и сведений, которые могли бы повлиять на существо апелляционного определения и, соответственно, послужить основанием для его отмены, в кассационной жалобе не приведено и из материалов дела не усматривается.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятый судебный акт окружного военного суда сомнений в обоснованности и законности не вызывает, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебного акта согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению Стальмаковой Анны Сергеевны оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Обедина Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 июля 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.