Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 мая 2022 г. по делу N 16-547/2022
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Садоян З.К. на вступившие в законную силу постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 мая 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 3 июня 2021 года, вынесенные в отношении Садоян Задины Коероловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 3 июня 2021 года, гражданка Республики Армения Садоян З.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Садоян З.К. просит изменить состоявшиеся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, исключив назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Садоян З.К. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток (пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2021 года около 13 часов 30 минут по адресу: "адрес", установлена гражданка Республики Армения Садоян З.К, которая по истечении определенного срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации не покинула территорию Российской Федерации, уклонилась от выезда с территории Российской Федерации с 26 июля 2017 года, чем нарушила пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2); объяснениями Садоян З.К. (л.д.3); копией паспорта гражданки Республики Армения Садоян З.К. и его переводом (л.д.4); уведомлением о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д.6); данными из ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д.7-8); рапортом сотрудника полиции (л.д.9), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Садоян З.К. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были запрошены сведения об обращении Садоян З.К. в компетентные органы, являются несостоятельными.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Садоян З.К. длительное время пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, из материалов дела не усматривается принятие ею в этот период мер к тому, чтобы узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации.
Кроме того, в объяснениях от 20 апреля 2021 года Садоян З.К. ссылалась на уважительность причины длительного пребывания в Российской Федерации - уход за сыном (л.д.3), между тем, сведений о состоянии здоровья Садоян В.Х, объективно исключающих возможность выезда Садоян З.К, медицинскими документами не подтверждено и с настоящей жалобой не представлено.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Садоян З.К, не оспаривая факт допущения нарушения миграционного законодательства, приводит доводы, что не может подлежать выдворению, поскольку ее отец и сын являются гражданами Российской Федерации.
Нормы международного права, в том числе, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускают вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, назначение Садоян З.К. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2021 года N 48-АД21-13-К7.
При этом судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что оснований для назначения наказания лицу, которое уклонилось от своевременного выезда и не узаконило свое пребывание на территории Российской Федерации, без административного выдворения за пределы Российской Федерации не имеется.
Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что у Садоян З.К. с указанными выше лицами фактически имеется устойчивая семейная связь (дата рождения Садояна В.К. - 16 августа 1986 года), материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 мая 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 3 июня 2021 года, вынесенные в отношении Садоян Задины Коероловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Садоян З.К. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Горбов Б.В. N 5-996/2021
судья Верховного Суда РК Тимошенко Е.Г. N 12-401/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-5346/2021, 16-547/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.