Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Борс Х.З, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Стенос" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
ООО "Стенос" (далее также - Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: "данные изъяты"
"данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес" (далее - спорные объекты недвижимости), в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке от 1 апреля 2021 года N, выполненного "данные изъяты"
В обоснование административного иска Общество указало, что является собственником, а также бывшим собственником спорных объектов недвижимости. Считает, что результаты государственной кадастровой оценки их стоимости являются неверными и нарушают его права, так как ведут к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
Определением Краснодарского краевого суда от 14 июля 2021 года по административному делу N За-1361/2021 в отдельное производство суд выделил требования административного искового заявления ООО "Стенос" в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", в результате чего предметом рассмотрения по настоящему административному делу явились требования в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами: "данные изъяты"
Решением Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года административный иск удовлетворен частично. Установлена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 3 октября 2013 года, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером: "данные изъяты"
По состоянию на 30 сентября 2013 года: "данные изъяты".
По состоянию на 2 октября 2013 года: "данные изъяты" - 4 651 334 рубля 80 копеек.
По состоянию на 15 ноября 2013 года: "данные изъяты" - 4 977 340 рублей 86 копеек.
По состоянию на 21 ноября 2013 года: "данные изъяты" - 4 775 541 рубль 51 копейка; "данные изъяты" - 5 032 805 рублей 90 копеек.
По состоянию на 22 ноября 2013 года: "данные изъяты" - 3 110 553 рубля 65 копеек; "данные изъяты" - 8 166 963 рубля 87 копеек; "данные изъяты" - 3 390 153 рубля 98 копеек; "данные изъяты" - 3 559 911 рублей 32 копейки; "данные изъяты" - 3 569 897 рублей 05 копеек.
По состоянию на 12 декабря 2013 года: "данные изъяты" - 3 519 968 рублей 42 копейки; "данные изъяты" - 6 177 621 рубль 67 копеек.
По состоянию на 11 декабря 2013 года: "данные изъяты" - 4 733 196 рублей 80 копеек.
По состоянию на 16 декабря 2013 года: "данные изъяты" - 3 110 553 рубля 65 копеек; "данные изъяты" - 3 519 968 рублей 42 копейки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости определено считать 28 мая 2021 года. Решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года решение Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года оставлено без изменения. Решение суда первой инстанции дополнено указанием на период применения установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости - по 1 января 2019 года.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 мая 2022 года, департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) ставит вопрос об отмене решения Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года. По мнению заявителя, судебная экспертиза не соответствует требованиям законодательства, регулирующего экспертную деятельность. Считает, что экспертное заключение не может служить достоверным доказательством, подтверждающим итоговую величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Определением судьи от 31 мая 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Стенос" выражает несогласие с доводами жалобы, указав, что департамент и другие участвующие в деле лица судебную экспертизу не обжаловали, каких-либо возражений о ее несоответствии федеральным стандартам оценки и законодательства не поступало.
Представители административных ответчиков и заинтересованные лица в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя ООО "Стенос" Склярова О.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 66 ЗК РФ закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 12 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть первая); итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 2).
Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ установлена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО "Стенос" является собственником, а также бывшим собственником спорных объектов недвижимости, что подтверждается выписками из ЕГРН о переходе прав от 10 февраля 2022 года.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость жилых помещений определена уполномоченным органом по состоянию на даты ее определения в следующем размере:
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 8 541 113 рублей 25 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 878 630 рублей 86 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 976 336 рублей 63 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 862 346 рублей 56 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 03.10.2013 года 5 666 935, 01 руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 9 241 337 рублей 98 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 9 241 337 рублей 98 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 951 910 рублей 19 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 976 336 рублей 63 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 878 630 рублей 86 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 8 459 691 рубль 77 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 8 516 686 рублей 81 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 846 062 рубля 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 935 625 рублей 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 829 777 рублей 97 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 650 650 рублей 71 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 11 024 468 рублей 39 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 11 024 468 рублей 39 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 650 650 рублей 71 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 846 062 рубля 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 8 516 686 рублей 81 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 650 650 рублей 71 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 935 625 рублей 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 829 777 рублей 97 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 650 650 рублей 71 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 6 049 615 рублей 96 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 6 049 615 рублей 96 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 650 650 рублей 71 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 919 341 рубль 60 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 935 625 рублей 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 8 516 686 рублей 81 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 846 062 рубля 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 935 625 рублей 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 829 777 рублей 97 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 2 октября 2013 года 7 767 609 рублей 19 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 919 341 рубль 60 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 935 625 рублей 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 8 516 686 рублей 81 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 846 062 рубля 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 829 777 рублей 97 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 9 917 136 рублей 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 9 917 136 рублей 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 846 062 рубля 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 8 516 686 рублей 81 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 846 062 рубля 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 935 625 рублей 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 11 610 703 рубля 05 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 11 610 703 рубля 05 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 935 625 рублей 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 935 625 рублей 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 846 062 рубля 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 8 435 265 рублей 33 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 10 120 689 рублей 96 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 5 846 062 рубля 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 935 625 рублей 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 8 151 774 рубля 35 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 12 661 040 рублей 14 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 5 846 062 рубля 26 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 8 039 268 рублей 48 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 10 975 615 рублей 50 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 7 971 162 рубля 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 15 ноября 2013 года 7 832 746 рублей 38 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 10 698 782 рубля 47 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 7 458 207 рублей 57 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 7 832 746 рублей 38 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 7 971 162 рубля 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 10 894 194 рубля 02 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 10 959 331 рубль 22 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 7 971 162 рубля 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 сентября 2013 года 7 816 462 рубля 08 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 7 246 511 рублей 72 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 7 816 462 рубля 08 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 7 971 162 рубля 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 110 894 194 рубля 02 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 9 054 068 рублей 58 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 7 971 162 рубля 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 9 738 009 рублей 01 копейка;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 9 819 430 рублей 49 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 7 971 162 рубля 89 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 3 октября 2013 года 8 988 931 рубль 39 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 16 декабря 2013 года 5 072 558 рублей 20 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 22 ноября 2013 года 5 072 558 рублей 20 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 22 ноября 2013 года 13 760 230 рублей 12 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 21 ноября 2013 года 8 264 280 рублей 22 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 12 декабря 2013 года 5 740 214 рублей 34 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 21 ноября 2013 года 8 207 285 рублей 18 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 12 декабря 2013 года 10 690 640 рублей 32 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 22 ноября 2013 года 5 528 518 рублей 49 копеек;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 22 ноября 2013 года 5 805 351 рубль 52 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 22 ноября 2013 года 5 821 635 рублей 82 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 16 декабря 2013 года 5 740 214 рублей 34 копейки;
- с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 11 декабря 2013 года 8 191 000 рублей 89 копеек.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимости, ООО "Стенос" просило суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости согласно отчету N, выполненному 1 апреля 2021 года оценщиком "данные изъяты"
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости спорных объектов, в целях соблюдения баланса интересов всех лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции на основании определения от 9 августа 2021 года назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению ООО "ЮгПроЭксперт" от 1 сентября 2021 года N СЭ-1361/2021 рыночная стоимость спорных объектов недвижимости на даты определения кадастровой стоимости составляет: "данные изъяты"
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, пришли к выводу о том, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом суды исходили из того, что экспертное заключение "данные изъяты" от 1 сентября 2021 года N соответствует положениям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости дополнения резолютивной части решения суда указанием на применение установленной судом кадастровой стоимости.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебная экспертиза не соответствует требованиям законодательства, регулирующего экспертную деятельность, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка. Каких-либо доказательств в подтверждение данных доводов департаментом не представлено.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 13 июля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.