Дело N 3а-927/2021
г. Краснодар 21.12.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Капункина Ю.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 09.11.2021 кассационную жалобу администрации г. Геленджика на решение Краснодарского краевого суда от 15.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 07.10.2021 по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "ИК КОЛОС" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" - Краевое БТИ", заинтересованное лицо: Администрация г. Геленджика об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИК КОЛОС" (далее - ООО "ИК КОЛОС", Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", район кольцевой развязки в размере его рыночной стоимости в сумме 205 210 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.
В обоснование доводов административного иска ООО "ИК КОЛОС" указало на то, что является арендатором названного земельного участка, кадастровая стоимость которого в сумме 293 184 930, 86 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает бремя землепользования административного истца.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, ООО "ИК КОЛОС" просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 15.07.2021 административные исковые требования ООО "ИК КОЛОС" удовлетворены. По состоянию на 01.01.2020 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере рыночной стоимости - 210 969 000 руб. согласно данным заключения судебной оценочной экспертизы.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлено считать 02.03.2021.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 07.10.2021 решение Краснодарского краевого суда от 15.07.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования город-курорт Геленджик просит отменить постановленные по делу судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в административном иске.
Доводы жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки. Доказательств нарушений прав ООО "ИК КОЛОС" установленным размером кадастровой стоимости земельных участков не представлено. Снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению отчислений в муниципальный бюджет.
В подготовительной части судебного заседания судьей Шелудько В.В. до сведения судебной коллегии доведена информация о его родственных связях с работником Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены постановленного по делу судебного акта не имеется.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ИК КОЛОС" на праве аренды использует вышеназванный земельный участок.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена уполномоченным органом по состоянию на 01.01.2020 в размере 293 184 930, 86 руб.
Поскольку арендная плата рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка, ООО "ИК КОЛОС" имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.
В целях определения рыночной стоимости земельных участков судом первой инстанции по делу проведена судебная оценочная экспертиза в ООО "ЮГПРОЭКСПЕРТ".
По результатам экспертизы представлено заключение NСЭ-927/2021 от 21.05.2021, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2020 составляет 210 969 000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суды посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, наличие которых процессуальным законом отнесено к основаниям отмены судебных актов в кассационном порядке.
Возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной установлена законом и не может быть поставлена в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела судами не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 15.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 07.10.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Геленджика - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.12.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.