Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Бетрозовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора г. Таганрога в интересах Парахина П.А. к Администрации г. Таганрога, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить единовременной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 01 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснение прокурора Кириенко А.А, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора г. Таганрога действуя в интересах Парахина П.А. обратился с иском к администрации г. Таганрога, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, в котором просил обязать администрацию г. Таганрога направить учетное дело Парахина П.А. в Министерство труда и социального развития Ростовской области. Признать за Парахиным П.А. право на обеспечение единовременной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения как ветерана боевых действий. Обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области и Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области обеспечить Парахина П.А. единовременной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения как ветерана боевых действий.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 01 сентября 2021 года исковые требования и.о. прокурора г. Таганрога в интересах Парахина П.А. удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Таганрога направить учетное дело Парахина П.А. в Министерство труда и социального развития Ростовской области. Суд признал за Парахиным П.А. право на обеспечение единовременной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения как ветерана боевых действий. Также суд обязал Министерство труда и социального развития Ростовской области и Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области обеспечить Парахина П.А. единовременной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения как ветерана боевых действий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 января 2022 года решение городского суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судебные акты постановлены в нарушение норм материального права, регулирующих предоставление мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан. Указывает, что документы по супруге Парахиным П.А. не предоставлены до настоящего момента, в нарушение статей 31, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 2, статьи 3 Областного закона от 07.10.2005 N 363-3C. Обращает внимание, что фактически решения суда первой и апелляционной инстанций постановлены при наличии доказательств, недостаточных для установления нуждаемости семьи Парахина П.А. Предоставление документов на супругу и признание ее в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением является обязательным условием, предусмотренным действующим законодательством.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратурой г. Таганрога Ростовской области выражается несогласие с доводами изложенными в ней и указывается на законность вынесенных по делу судебных актов.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Парахин П.А, представитель Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы суду кассационной инстанции не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Кириенко А.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, и поддержавшего доводы возражения на нее, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что прокуратурой г. Таганрога на основании обращения ветерана боевых действий Парахина П.А, ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка соблюдения жилищного законодательства Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Администрации г. Таганрога от 27.06.2000г. N 2060 Парахин П.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в составе семьи: он и мать ФИО6 в общегородском списке и списке на первоочередное получение жилья, как выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно удостоверению серии РМ N, выданному ДД.ММ.ГГГГ Управлением кадров ГУВД Ростовской области, Парахин П.А. имеет права и льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Постановлением Администрации г. Таганрога от 15.10.2009г. N 4955 Парахин П.А. как ветеран боевых действий, включен в список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья, вставших на учет до 01.03.2005 г, а также в сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, обеспечиваемых жильем в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав от 08.05.2018г. Администрацией г. Таганрога установлено, что в период времени с 07.10.2001 по 06.05.2016 Парахину П.А. на праве собственности принадлежал жилой дом площадью 40, 3 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", а также жилое помещение N площадью 11, 4 кв.м, расположенное по "адрес".
Судом также установлено, что постановлением Администрации г. Таганрога от 05.11.2019г. N 1961 Парахин П.А. снят с учета граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решения Городской Думы г.Таганрога от 29.09.2005г. N 109, и пункта 12 статьи 1 Областного закона от 07.10.2005г. N 363-3C, предусматривающего учетную норму на 1 человека в размере 10 кв.м, общей площади и учет действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, в результате которых ухудшились жилищные условия, за 15 лет, предшествующих предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что решением Таганрогского городского суда от 04.03.2020г, постановление Администрации г. Таганрога от 05.11.2019г. N 1961 признано незаконным. Суд обязал администрацию г.Таганрога восстановить Парахина П.А. в составе семьи 2 человека (он и сын ФИО15.) в очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, по номеру в соответствии с продвижением очереди со дня снятия. При этом судом сделан вывод об отсутствии фактов намеренного ухудшения Парахиным П.А. жилищных условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 20.07.2020 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 04 марта 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г. Таганрога - без удовлетворения.
Исполняя данные судебные акты, постановлением Администрации г.Таганрога от 14.01.2021 N 25 Парахин П.А. восстановлен на учете в администрации г.Таганрога в качестве нуждающегося в жилом помещении, в состав его семьи включен сын Парахин Е.П, 29.09.2020 года рождения. Постановлением Администрации г. Таганрога от 09.03.2021г. N 377 в состав семьи Парахина П.А. включен сын Парахин А.П, 04.09.2015 года рождения. В настоящее время Парахин П.А. и его сыновья состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в общегородском списке и списке на первоочередное получение жилья значится под N 710 и 171 соответственно.
Судом также установлено, что 20.04.2021г. Парахиным П.А. в Министерство труда и социального развития Ростовской области подано заявление о включении его в общий областной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в получении мер социальной поддержки, путем предоставления ему субсидии. 05.05.2021г. учетное дело Парахина П.А. вернулось из Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, с замечаниями.
По мнению специалиста Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Парахиным П.А. в 2013 году зарегистрирован брак, однако документы в отношении супруги и постановление администрации об изменении состава семьи, в материалах учетного дела отсутствует. Кроме того, в замечаниях имеется ссылка, что в 2016 году произведено отчуждение жилого помещения, что ухудшило положение Парахина П.А, так как при постановке на учет учитываются гражданско-правовые сделки совершенные в течение 15 лет, что у Парахина П.А. в собственности имеется жилое помещение 11 кв. м, а также то, что семья может быть обеспечена ОМСУ жилым помещением на условиях соц. найма (решение суда).
Разрешая спор, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями статей 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 541 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", установив, что Парахин П.А. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит на учете, обеспеченность общей площадью жилого помещения его семьи составляет менее 10 кв.м. на одного человека, принимая во внимание, что проживание Парахина П.А. в жилом помещении не порождает для него правовых последствий в виде обеспеченности жильем, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить Парахина П.А. единовременной выплатой не строительство или приобретение жилого помещения.
При этом суды отметили, что поскольку право на обеспечение единовременной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения возникло у Парахина П.А. как у ветерана боевых действий на основании специального Федерального закона "О ветеранах", положения которого не являются аналогичными программе "Военная ипотека", его учетное дело как ветерана боевых действий подлежит направлению в Министерство труда и социального развития Ростовской области, для предоставления Парахину П.А. единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку до настоящего времени указанная выплата не произведена.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 13 Закона N 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в частности, предоставление жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 названного Закона, к мерам социальной поддержки ветеранов боевых действий относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 11.1 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 541, определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, постоянно проживающих и зарегистрированных на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации путем предоставления мер социальной поддержки по приобретению жилья в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Установив, что Парахин П.А. совместно с двумя сыновьями зарегистрирован и проживает в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности по договору передачи(приватизации), расположенном по адресу, "адрес" общей площадью 11, 4 кв.м, суды пришли к верному выводу, что обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет менее 10 кв.м, на каждого члена семьи (3, 8 кв.м.).
При этом суды верно признали несостоятельными замечания по составу семьи Парахина П.А, поскольку его обращений в администрацию г.Таганрога Ростовской области с заявлением о включении в состав семьи ФИО9 не поступало, а к материалам учетного дела приобщено уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.12.2018, об отсутствии в ЕГРН информация о правах ФИО13 ФИО14 (супруги истца) на объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
Что касается замечаний по отчуждению в 2016 году имущества, то суды пришли к верному выводу, что им дана оценка в решении Таганрогского городского суда от 04.03.2020г, которым постановление Администрации г. Таганрога от 05.11.2019г. N 1961 признано незаконным, и на администрацию г.Таганрога возложена обязанность восстановить Парахина П.А. в составе семьи 2 человека (он и сын ФИО7) в очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Данное решение вступило в законную силу и обязательно для исполнения всеми административными органами.
Таким образом, установив, что необходимым условием предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий является их нуждаемость в улучшении жилищных условий и постановка на учет в соответствии с требованиями жилищного законодательства, суды пришли к верному выводу о наличии оснований, для предоставления Парахину П.А. мер социальной поддержки в виде обеспечения единовременной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
В целом несогласие заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами судов, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 01 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.