Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Т.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, о недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Власова Т.А. обратилась в суд иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым, в котором просила взыскать с ответчика в свою пользу суммы недоплаченных средств материального стимулирования - квартальные в размере 34 149 рублей 67 копеек; премии сверх финансирования в размере 41 162 рублей 91 копеек; компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 октября 2021 года исковые требования Власовой Т.А. удовлетворены частично. Суд взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым в пользу Власовой Т.А. недоплаченную компенсацию денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в сумме 75 312 рублей 58 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей 00 копеек, всего 77 312 рублей 58 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылаются на оставление судами без внимания писем от 05.05.2021 N14-0/10/В-5300 и от 22.03.2019 N18-4/10/В-2197 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно которым учёт средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания гражданского служащего в случаях, предусмотренных п.1 Правил N562, является необходимым только при их выплате в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий. Указывают, что положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" определён состав денежного содержания государственного гражданского служащего, в структуре которого единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, и порядок её выплаты определяется представителем нанимателя. Обращает внимание также на тот факт, что судами не установлена степень нравственного и физического страдания истца при удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Власовой Т.А. - Нестерова М.И, выражает несогласие с доводами, изложенными в ней и просит судебные акты оставить без изменения, как постановленные с соблюдением норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителя.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, ходатайство заявителя о рассмотрении жалобы в их отсутствие, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что с 01.07.2014г. Власова Т.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Крым, 04.02.2016г. с ней был заключен служебный контракт. Последняя занимаемая должность истца ведущий специалист - эксперт отдела работы с налогоплательщиками.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы России от 10.09.2020г. N ЕД-7-4/649 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым" приказом Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 17.09.2020г. N 01-16/0167С Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Крым реорганизована с 11.01.2021г. путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым.
Приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым от 11.01.2021г. N 12-08/066 Власова Т.А. уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении инспекцией Власовой Т.А. выплачена причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 90 603, 12 руб.
01.03.2021г. и 09.03.2021г. истец обращалась к ответчику с заявлениями о перерасчете размера денежного содержания, в которых указывала, что при расчете ежемесячного денежного содержания, из которого производилось исчисление компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, инспекцией не учтены начисленные ей в 2020 году средства материального стимулирования в размере 8537, 42 руб. в месяц, а также не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии в размере 10290, 73 руб, что привело к снижению размера ее денежного месячного содержания, а также неправильному расчету суммы компенсации в связи с увольнением.
03.03.2021г. и 05.04.2021г. истец проинформирована ответчиком, что при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении не учитывались средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку они не содержатся в пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г N 562.
Между тем, судом установлено, что приказами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Крым в 2020 году утверждены решения Комиссии по оценке эффективности работы структурных подразделений налоговой инспекции в пределах ассигнований, предусмотренных на материальное стимулирование за 4 квартал 2019 г. - 3 квартал 2020 г.
На основании приказов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Крым от 27 апреля 2020 г, от 02 июля 2020 г, от 28 сентября 2020 г, от 23 декабря 2020 г. Власовой Т.А. выплачены средства материального стимулирования в размере 17449, 00 руб, 20000, 00 руб, 38000, 00 руб, 27000, 00 руб. соответственно.
Кроме того, в 2020 году приказами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Крым "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России N1 по Республике Крым" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, постановлено осуществить материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.
На основании приказов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Крым от 26 марта 2020 г, от 08 мая 2020 г, от 08 июня 2020 г, от 01 сентября 2020 г, от 16 ноября 2020 г, от 10 декабря 2020 г. Власовой Т.А. выплачены средства материального стимулирования в размере 22472, 50 руб, 15790, 00 руб, 16093, 56 руб, 15790, 00 руб, 20153, 66 руб, 33 189, 00 руб. соответственно.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что средства материального стимулирования, дополнительные бюджетные ассигнования и премии за выполнение особо важных и сложных заданий должны учитываться при расчете денежного содержания истца, при исчислении компенсационной выплаты, связанной увольнением Власовой с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При этом суд первой инстанции, сославшись на положения статей 14, 50, 51 Федерального закона от 27 апреля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 2, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-4-05/34482, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем, должно учитываться при расчете суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, причитающего в связи с увольнением.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года N 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1\12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, на который указано в кассационной жалобе, не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
Более того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения.
При указанных обстоятельствах, доводы кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым, являются несостоятельными и направленными на иное толкование норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой инстанции не могли быть учтены разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 27 апреля 2021 года N 14-03-03/32289, поскольку данные разъяснения не были приняты на момент расторжения служебного контракта с истцом и осуществления расчета и выплаты всех сумм при увольнении.
Более того, из указанных разъяснений, так же как и из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года N 18-4/10/В-2197, не следует, что спорные выплаты не подлежат учету при исчислении денежного содержания гражданских служащих.
В целом несогласие заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами судов, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.