Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Бетрозовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пеняшкиной Л.В. к Государственному казенному учреждению Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Темрюкском районе о признании права на меру социальной поддержки, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Краснодарского края-Управление социальной защиты населения в Темрюкском районе на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Пеняшкина Л.В. обратилась в суд иском к Государственному казенному учреждению Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Темрюкском районе, в котором просила о признании права на меру социальной поддержки, в виде ежемесячной денежной выплаты на детей с трех до семи лет включительно, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязав ответчика назначить указанную ежемесячную выплату по первому заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ, и выплатить неполученную ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 ноября 2021 года исковые требования Пеняшкиной Л.В. удовлетворены. За Пеняшкиной Л.В. признано право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей с трех до семи лет включительно, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Суд обязал Государственное казенное учреждение Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Темрюкском районе выплатить Пеняшкиной Л.В. неполученную ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственное казенное учреждение Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Темрюкском районе просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что на дату подачи заявления Пеняшкиной Л.В. 22.06.2020 г. компенсационная выплата лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, учитывалась при расчете среднедушевого дохода семьи. Согласно информации, поступившей в порядке межведомственного взаимодействия из Федеральной налоговой службы, среднедушевой доход семьи Пеняшкиной Л.В. за расчетный период с ноября 2018 года по октябрь 2019 года (заработная плата супруга заявителя, пенсия на ребенка-инвалида, ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая органами Пенсионного фонда на ребенка-инвалида, компенсационная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком- инвалидом) превысил величину прожиточного минимума на душу населения, в связи с чем на основании подпункта "б" пункта 16 Основных требований, подпункта 2 пункта 34 Порядка управлением правомерно было принято решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, о чем заявителю направлено соответствующее уведомление.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Пеняшкина Л.В. является матерью несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С целью реализации своих прав, для назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка ФИО1, в возрасте от трех до семи лет включительно, Пеняшкина Л.В, 23.07.2020г. обратилась с заявлением (N) в Государственное казенное учреждение Краснодарского края-Управление социальной защиты населения в Темрюкском районе.
Однако в получении данной муниципальной услуги Пеняшкиной Л.В. было отказано, в связи с превышением совокупного дохода, размер которого исчислен с учетом компенсационной выплаты по уходу за ребенком - инвалидом - ФИО2, установленную на основании Указа Президента РФ от 26.02.2013 N175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющем уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
Не согласившись с отказом Государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Темрюкском районе Пеняшкина Л.В. обратилась в суд с иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19.05.1995г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N384 пришел к выводу о необоснованности данного отказа, и наличия у истца права на получение ежемесячной выплаты на детей с трех до семи лет.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора по доводам жалобы ответчика дополнительно указал, что при определении среднедушевого дохода семьи не подлежат учету суммы компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными - гражданами, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами и инвалидами с детства 1 группы".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации, установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).
В соответствии с статьей 2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 данного Указа установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты; размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно пункту 2 Основных требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Пунктом 3, установлено право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
Пунктом 4, закреплено Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет (пункт 5).
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года (пункт 6).
Согласно пунктам 9, 10 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой может быть подано в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты лично; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 12 Основных требований установлено, что документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Согласно подп. "б" п. 21 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи, для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, учитываются пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.
В п. 25 Основных требований перечислены выплаты, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на ежемесячную выплату, к которым отнесены:
- ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, произведенные за прошлые периоды;
- ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489 пункт 25 названного постановления дополнен.
При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований);
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;
г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;
д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации);
ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
з) государственная социальная помощь на основании социального контракта
Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 23 августа 2019 г. N 1471 "О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2019 года" прожиточный минимум на душу населения установлен в размере 11107 рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.04.2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Пунктом 6 основных требований определено, что ежемесячная выплата предоставлялась в 2020 году за прошлый период, начиная со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 г, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, установив нарушение прав истца Пеняшкиной Л.В. решением Государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Темрюкском районе, отказавшим в выплате пособия на ребенка с 3-х до 7-ми лет, суды пришли к верному выводу о наличии оснований, для назначения таковой и восстановлении нарушенных прав истца выплатой пособия за период с 01.01.2020 по 01.04.2021 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что при определении среднедушевого дохода семьи компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установленная Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I -группы" подлежала учету в доход семьи до 1 апреля 2021 г, судебной коллегией признаются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" от 26 февраля 2013 года N 175, с 01 января 2013 года установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - ежемесячные выплаты): а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 10 000 рублей (п. 1). Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3).
Пунктом 9 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление данных ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
По указанным основаниям, данные выплаты не учитывались при назначении мер социальной поддержки, как доход семьи, при решения вопроса о доходе семьи заявителя.
В целом несогласие заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами судов, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Темрюкском районе - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.