Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова С.П, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкоп Республики Адыгея о перерасчете и индексации пенсии и взыскании сумм, по кассационной жалобе Власова С.П, на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 30 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 28 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Власов С.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкоп Республики Адыгея, в котором просил взыскать с ответчика недополученную часть пенсии в сумме 397 862 рубля 27 копеек в соответствии с П1\1-5\ с 24.03.2014г. по 1.04.2021г, с учетом индексации, на основании пунктов 9, 10 статьи 37 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 30 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований Власову С.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 28 января 2022 года решение городского суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Власов С.П. просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не принято во внимание приложение к исковому заявлению, в котором изложены расчеты порядка исчисления пенсии истца. Считает, что судом неправильно истолковано Постановление Правительства Российской Федерации N 240 и 241 от 28.03.2014г. Указывает, что данное обстоятельство привело к ошибкам в расчете пенсии судом в мотивировочной части решения.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Власов С.П. состоит на учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкоп Республики Адыгея с 24.03.2014г. и является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Страховой стаж истца для определения права на пенсию составляет 37 лет 10 месяцев 8 дней. При расчете размера пенсии у истца учитывается стаж, приобретенный до 01.01.2002г. который составляет 28 лет 1 месяц 22 дня.
Таким образом, при 28 годах трудового стажа стажевый коэффициент оставляет 0, 58 (0, 55+0, 03=0, 58).
Из представленных Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкоп Республики Адыгея данных следует, что размер пенсии на 01.01.2002г. составляет 1 163 рубля 02 копейки, пенсионный капитал на 01.01.2002г. - 162 568 рублей 56 копеек. Также произведена валоризация счетного пенсионного капитала, который составил 206 462 рубля 07 копеек. При этом пенсионный капитал с учетом индексации составил 139 979 рублей 41 копейка.
В связи с тем, что истцу назначена пенсия (24.03.2014г.) до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2014 N 240 (вступила с 01.04.2014) об индексации расчетного пенсионного капитала на 1, 083, к расчетному пенсионному капиталу применены индексы с 01.04.2003г. по 01.04.2013г.
Начальная страховая часть пенсии без фиксированного базового размера составила 5 302 рубля 09 копеек, где страховые взносы на дату назначения пенсии - 1 139 979 рублей 41 копейка + 68 897 рублей 59 копеек = 1 208 877/228 месяцев.
На 31.12.2014г. размер страховой части трудовой пенсии по старости составил 5 392 рубля 23 копейки, из расчета 5 302 рубля 09 копеек х 1, 017 (индексация страховой части пенсии с 01.04.2014г.).
При расчете пенсии применены все индексы пенсионного капитала с 01.01.2002г. по 31.12.2014г. - 5, 6148.
Стоимость одного пенсионного коэффициента (ПК) равна с 01.01.2015г. - 64 рубля 10 копеек (пункт 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
5 392 рубля 23 копейки / 64 рубля 10 копеек = 84, 122 (ИПК на 01.01.2015г.)
5 392 рубля 23 копейки + 3 935 рублей (фиксированная выплата) = 9 327 рублей 23 копейки - страховая пенсия с 01.01.2015г.
84, 122 х 81, 49 (стоимость одного ПК на 01.01.2018г.) = 6 855 рублей 10 копеек - страховая пенсия + 4 982 рубля 90 копеек - фиксированная выплата с 01.01.2018 = 11 838 рублей - размер страховой пенсии по старости с 01.01.2018 с учетом всех проведенных индексации страховых пенсий.
Разрешая спор суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", положениями ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет выплачиваемой истцу пенсии, поскольку размер пенсии истцу исчислен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, до 01.01.2015 одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) предусматривал в пунктах 1 - 22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов, за данное лицо, начиная с 2002 года.
При этом согласно положениям пунктов 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Однако данные законоположения в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ вступали в силу с 01.01.2015, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Таким образом, положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 01.01.2015.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Указанным законом предусмотрено, что с 01.01.2015 пенсионный капитал лиц, которым по состоянию на 31.12.2014 установлена трудовая пенсия по старости, переведен в баллы (индивидуальные пенсионный коэффициенты), чтобы в дальнейшем проводить перерасчет и увеличение страховой пенсии по новой пенсионной формуле. При этом все заработанные пенсионные права сохранены в полном объеме.
В целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц новый порядок исчисления страховых пенсий с учетом величины пенсионных коэффициентов предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 01.01.2015, исходя из исчисленного размера страховой части трудовой пенсии по старости (без фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) по нормам Закона N 173-ФЗ, действовавшего до вступления в действие Закона N 400-ФЗ.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсия по старости с 01.01.2015 введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия, а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты.
В Федеральном законе "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18). Так, с 01.01.2015 (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Для пенсионеров, получавших на 31.12.2014 трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии).
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 01.01.2015 в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", фиксированная выплата к ней.
Установив, что расчет размера пенсии истца произведен пенсионным органом в соответствии с фактически имеющимся у него стажем, исходя из заработной платы, начисленных страховых взносов, при этом примененный ответчиком механизм расчета размера пенсии соответствует установленному порядку, выбранный ответчиком вариант определения расчетного пенсионного капитала, с учетом имеющегося у истца общего трудового стажа, является наиболее выгодным, исходя из суммарного размера пенсии, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести Власову С.П. перерасчет размера пенсии.
В судебных актах приведено верное толкование норм материального права (Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), подлежащих применению к спорным правоотношениям, с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о применении ответчиком неверной индексации являются необоснованными, поскольку представленный расчет подробно проанализирован судом апелляционной инстанции в обжалуемом судебном постановлении, признан правильным, оснований считать его ошибочным у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком неверно произведен расчет страхового стажа, являются несостоятельными, поскольку в материалах имеются документы, в том числе справки, подтверждающие период и характер работы (страховой стаж) истца, а также подробный мотивированный расчет ответчика.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 30 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 28 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Власова С.П, - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.