Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авраменко И.Д. к Государственному казенному учреждению Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в городе Армавире о признании бездействия незаконным, признании права на денежную компенсацию, возложении обязанности произвести выплату денежной компенсации, по кассационной жалобе Авраменко И.Д, поступившей с делом 20 мая 2022 г, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в городе Армавире, поступившей в суд 16 июня 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Авраменко И.Д. обратился с иском к Государственному казенному учреждению Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в городе Армавире (далее также ГКУ УСЗН в г. Армавире), в котором, уточнив исковые требования, просил суд о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в невыплате в период с июля 2019 г. по май 2020 г. включительно компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов; признании права на получение в период с июля 2019г. по май 2020г. включительно компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов; обязании выплатить компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с июля 2019 г. по май 2020 г. включительно.
Требования мотивированы тем, что с 2003 г. по июнь 2020 г. он (истец) имел статус "ребенок-инвалид", и его семья в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имела право на получение компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов. На основании данной нормы закона до июня 2019 г. ему ежемесячно выплачивалась указанная компенсация. Однако с июля 2019 г. по май 2020 г. включительно, ответчик прекратил предоставлять указанную компенсацию. Полагает, что бездействие ответчика, выразившееся в невыплате указанной компенсации в указанный период, лишило его права на её получение, независимо от наличия права собственности на жилое помещение, в котором он проживал со своей семьей.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 3 сентября 2021 г. требования Авраменко И.Д. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным бездействия Государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управления социальной защиты населения в городе Армавире, выразившееся в невыплате Авраменко И.Д. в период с июля 2019 г. по май 2020 г, включительно, компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов.
В данной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Авраменко И.Д. о признания незаконным бездействия Государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управления социальной защиты населения в городе Армавире, выразившееся в невыплате в период с июля 2019 г. по май 2020 г, включительно, компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов - отказано.
В остальной части решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 3 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение в части отмены решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что решением суда за ним было признано право на получение компенсации расходов па уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с июля 2019 г. по май 2020 г, и в данной части указанный судебный акт оставлен судом апелляционной инстанции без изменения, поэтому очевидно, что уклонение ГКУ УСЗН в г. Армавире от совершения действий по выплате истцу указанной компенсации в нарушение требований закона является незаконным бездействием данного органа. Поэтому вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия ответчика вполне обоснован.
Ответчик ГКУ УСЗН в г. Армавире также подал кассационную жалобу, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2022 г. в части признания за Авраменко И.Д. права на получение в период с июля 2019 г. по май 2020 г. включительно компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов, а также в части обязания ГКУ УСЗН в г. Армавире выплатить Авраменко И.Д. компенсацию расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с июля 2019 г. по май 2020 г. В обоснование доводов указывает на неправильное применение судом норм материального права. Компенсация на жилищно-коммунальные услуги в части оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и постоянно в них проживающим. Ни мать, ни отец, ни сам Авраменко И.Д. не являются собственниками жилого помещения, в котором проживают. Все компенсационные выплаты на возмещение затрат на оплату коммунальных услуг (по письменному заявлению) на которые Авраменко И.Д. имеет право назначены и выплачиваются в соответствии с действующим законодательством.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. От истцов поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российская Федерация отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российская Федерация).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе, инвалиды.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 указанного Федерального закона).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального
найма или принадлежащего им на праве собственности" указывается, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 Жилищного кодекса РФ).
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса РФ), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, и установлено судом первой инстанции, что Авраменко И.Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относился к категории "ребенок-инвалид", с ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена III группа инвалидности.
Местом жительства истца является адрес: "адрес", которая принадлежит на праве собственности Еньковой А.В. (бабушке истца) на основании договора на передачу квартиры в собственность гражданина от 24 сентября 1993 г.
На основании положений статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ Государственным казенным учреждением Краснодарского края управлением социальной защиты населения в городе Армавире истцу Авраменко И.Д. и членам его семьи ежемесячно предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов.
Вместе с тем, за период с июля 2019 по май 2020 соответствующая компенсация не выплачивалась, со ссылкой на то, что истец не является собственником жилого помещения, что предусмотрено Законом Краснодарского края от 11 февраля 2019 г. N 3959-КЗ, которым внесены изменения в статью 3 закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N1070-КЗ "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края, из которых следует, что для получения компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме ребенок-инвалид должен являться собственником жилого помещения, в котором он проживает.
При этом отклоняя доводы ответчика относительно изменений в законы Краснодарского края, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края не распространяет свое действие на инвалидов I и II групп, детей-инвалидов и граждан, имеющих детей-инвалидов, в том числе закон Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N1070-КЗ также не содержит положений относительно порядка предоставления компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании за Авраменко И.Д. права на получение в период с июля 2019 г. по май 2020 г. включительно компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов; обязании ГКУ УСЗН в г. Армавире выплатить Авраменко И.Д. компенсацию расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с июля 2019 г. по май 2020 г. включительно.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца о признании бездействия ответчика, выразившееся в невыплате соответствующей компенсации, незаконным, отменив решение суда в указанной части и отказав в удовлетворении данной части исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы ответчика об отсутствии у истца права на получение в период с июля 2019 г. по май 2020 г. включительно компенсации расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов, судебной коллегией отклоняются, как основанные не неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы истца об обоснованности выводов суда первой инстанции в части признания бездействия ответчика незаконным судебной коллегией признаны несостоятельными, так как отсутствие положительного для истца результата при принятии мер социальной защиты не свидетельствует о бездействии со стороны ответчика. Кроме того, отказ в удовлетворении требований истца о признании бездействия ответчика незаконным прав истца не нарушает.
Доводы кассационных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права, а также касаются обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, были предметом судебного рассмотрения, сводятся к переоценке выводов, а потому не могут служить поводом к отмене судебного постановления.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Авраменко И.Д, Государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в городе Армавире - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.