Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дурневой С.Н, судей Хаянян Т.А, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО8 на решение Каменского районного суда Ростовской области от 14 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 сентября 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО9 к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области, отделу образования г. Каменск-Шахтинского Ростовской области, Министерству общего и профессионального образования Ростовской области о признании оставшимся без попечения родителей, включении в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия
установила:
ФИО10 обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что родился 23.09.1978 года, после рождения находился в родильном доме, фактически остался сиротой и с 1980 года воспитывался в детских домах. Истцу установлена задержка развития, ДЦП, перинатальное поражение ЦНС.
В период с 1985 года по 1995 года он проходил обучение в Каменской вспомогательной школе-интернат, Донецкой вспомогательной школе-интернат, Николаевской вспомогательной школе-интернат N 15 Константиновского района Ростовской области, ГОУ РО специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат "адрес". В 1995 году поступил в ПТУ г. Каменска.
До своего совершеннолетия он непрерывно находился на государственном обеспечении как ребенок-сирота. После окончания обучения, по достижении "данные изъяты", ФИО11 не было предоставлено жилье. Своего жилья он не имеет, вынужден проживать на съемной квартире.
Просил признать его оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обязать администрацию г. Каменск-Шахтинский Ростовской области, отдел по образованию администрации г. Каменск-Шахтинский Ростовской области включить его, в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей.
Решением Каменского районного суда Ростовской области от 14 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО12 поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Кассатор указывает, что суды не приняли во внимание состояние его здоровья, которое повлияло на невозможность своевременного обращения с заявлением о постановке на учет с целью предоставления жилья вне очереди как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Полагал, что судами не дана надлежащая правовая оценка действиям органов опеки и попечительства, на которых лежала обязанность предпринять меры к лишению его родителей родительских прав, а также по получению им статуса ребенка-инвалида для дальнейшего обеспечения его жилым помещением.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Из ответа общеобразовательной школы-интерната VIII вида ст. Николаевский Константиновского района от 19.01.2010 года N 10 следует, что ФИО19 обучался с 07.03.1995 года по 10.10.1995 года. Поступил в 9 класс из Каменской вспомогательной школы N 15. На момент поступления в Николаевскую школу-интернат ФИО17 не имел документально подтверждённого статуса ребёнка-сироты или оставшегося без попечения родителей. ФИО20 был доставлен в школу ФИО22, проживавшей по адресу: "адрес", в семье которой он в тот момент находился. В личном деле воспитанника ФИО16 присутствуют документы, подтверждающие участие ФИО31 в его судьбе: характеристики членов семьи с места работы, справка с места проживания, заявления с просьбой брать его на каникулы, письмо - ходатайство инспектору ГОРОНО из Каменской вспомогательной школы N 15 с просьбой о назначении опеки над ФИО21 После окончания 9 класса, ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО23 забрала ФИО18 на летние каникулы и оставила расписку с разрешением ему ездить в г. Каменск самостоятельно. 25.08.1995 года в адрес школы поступило письмо от ФИО14 в котором он сообщил, что продолжать учёбу в интернате не будет, а устраивается на курсы каменщиков в г. Каменске. С 01.09.1995 года к занятиям в школе он не приступил и был исключен из списков воспитанников приказом N 136 от 10.10.1995 года. До настоящего времени ФИО15. в Николаевскую школу-интернат VIII вида не обращался.
Из ответа МКУ "Отдел образования Ворошиловский района г. Ростова-на-Дону" от 24.06.2021 года N 59.521/1429/01.4 следует, что ФИО24 обращался 03.02.2021 года по вопросу включения его в список по обеспечению жилым помещением, а также с просьбой об оказании ему содействия в составлении искового заявления для дальнейшего обращения в суд. При рассмотрении документов, установлено, что ФИО25 имеет регистрацию по адресу: "адрес".
Из ответа отдела образования Администрации г. Каменск-Шахтинского от 24.06.2021 года N 56.12/00-1332 следует, что ФИО26 с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не обращался, личное дело ФИО27 в архиве отдела образования Администрации г. Каменск- Шахтинского отсутствует.
Судами нижестоящих инстанций установлено и не оспаривалось ФИО28 что последний с момента достижения возраста 18 лет и 23 лет соответственно в уполномоченные органы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не обращался.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установив, что до достижения возраста 23 лет ФИО29 с заявлением о постановке на учет с целью предоставления жилья вне очереди как лицу, оставшемуся без попечения родителей не обращался, на момент обращения с исковым заявлением истец достиг возраста 42 лет, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших его обращению в компетентный орган по вопросу поставки на учет до достижения возраста 23 лет в материалы дела не представил, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С данным выводом и его правовым обоснованием соглашается судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции и не находит оснований для отмены обжалуемых судебный постановлений.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Таким образом, законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации и РСФСР в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
При разрешении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин, по которым истец был лишен возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, установлены не были.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что обстоятельств, свидетельствующих о бездействии и непринятии мер, в том числе, органами опеки и попечительства, к постановке истца на учет в несовершеннолетнем возрасте или необоснованном отказе в постановке на такой учет, иные причины, объективно препятствующие своевременному обращению либо исключающие его, не установлены с учетом того, что на протяжении длительного периода времени, уже, будучи способным самостоятельно защитить свои интересы, истец никаких мер к осуществлении своих жилищных прав не предпринимал.
В силу ч. 2 ст. 145 Семейного кодекса РФ попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет истец имел реальную возможность самостоятельно обратиться с заявлением в компетентные органы с целью реализации жилищных прав, однако в течение 25 лет данные попытки не предпринимал.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших заявителю своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ не может являться основанием для отмены в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Применительно к приведенным выше правовым положения и вопреки позиции кассатора, материалами дела и выводами судов двух инстанций не установлено наличие оснований для удовлетворения требований истца.
Выводы нижестоящих судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Каменского районного суда Ростовской области от 14 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО30 - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Дурнева
Судьи Т.А. Хаянян
А.М. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.