Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дурневой С.Н, судей Хаянян Т.А, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО7 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 07 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Адыгея от 28 сентября 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО8 к ООО "ЭкоСтройРесурс" об обязании произвести перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО9 обратилась в суд с иском к ООО "ЭкоСтройРесурс" об обязании ответчика произвести перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в обоснование указав, что с февраля 2019 она является собственником квартиры "адрес", в указанной квартире не проживает и не зарегистрирована, квартира находится в состоянии черновой отделки. Истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о производстве перерасчета размера платы за вывоз ТКО, однако ее требования удовлетворены не были, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
Просила обязать ответчика ООО "ЭкоСтройРесурс" произвести перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО по адресу: "адрес" за период с 04.02.2019 года по настоящее время в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 07 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО10 к ООО "ЭкоСтройРесурс" об обязании произвести перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Адыгея от 28 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО15 поставлен вопрос об отмене апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы кассатор указывает, что факт отсутствия в нормативных актах методики перерасчета не может являться основанием для отказа ей в реализации права, предусмотренного законом. Порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме лишает ее возможности требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии фактического использования указанной коммунальной услуги.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций, 04.02.2019 года собственником квартиры по адресу: "адрес", является ФИО11
Истец проживает по адресу: "адрес", и полностью оплачивает коммунальные платежи по этому адресу, в том числе, вывоз ТКО.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в приказе от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" (далее - Приказ N 1023) утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов Самарской области (в том числе г. Самара) на 1 кв. м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0, 091 м3/год.
Министерство, принимая Приказ N1023, реализовало закрепленное в п. 4 (1) постановления Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" право Самарской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов Самарской области (в том числе г. Самара) исходя из общей площади жилого помещения.
ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 года осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО на территории "адрес".
С01.01.2019 года Региональный оператор принимает ТКО, обеспечивает их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывает услуги по обращению с ТКО надлежащим образом, том числе по объекту недвижимости, расположенному по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 155, 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", установив, что на территории городских округов Самарской области в том числе г.о. Самара, принято решение об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв.м. общей площади жилого помещения, приняв во внимание установленный факт вывоза ответчиком твердых бытовых отходов, в том числе и по адресу: г. Самара, ул. Тухачевского, д. 40 "А" в спорной период, пришел к выводу о том, что, временное отсутствие и непроживание в квартире, принадлежащей истцу на праве собственности, не может являться основанием для произведения перерасчета суммы оплаты за пользование коммунальными услугами "Обращение с ТКО".
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они обоснованы, мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права не были установлены.
С выводами суда первой инстанции и выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и не находит оснований для отмены постановленных судебных решений.
Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассатора о том, что порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме лишает ее возможности требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии фактического использования указанной коммунальной услуги в связи с непроживанием ФИО12 в спорном жилом помещении, судебной коллегией отклоняются исходя из следующего.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО регулируется разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно п. 148 (1) Правил, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из п. 148(2) Правил следует, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу п. 148 (28) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
На основании п. 148 (36) Правил, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 148 (30) Правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Данные нормы устанавливают возможность перерасчета лишь при применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Порядок перерасчета платы при отсутствии временно или постоянно зарегистрированных граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории городских округов Самарской области при начислении платы исходя из общей площади жилого помещения Правилами N354, не предусмотрен.
Согласно п. 86 Правил N354 перерасчет платы производится в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан, однако в применяемой на территории городских округов Самарской области формуле 9(2) приложения 2 расчетной единицей является 1 кв.м.
Следовательно, данная формула (норматив потребления с кв.м.) не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц. Законодателем не предусмотрен порядок предоставления перерасчета в случаях, когда расчетной единицей в отношении которой установлен норматив накопления ТКО является 1 кв.м.
Таким образом, применительно к приведенным выше правовым положениям, суды нижестоящих инстанций, установив, что на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г. Самара принято решение об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. м. общей площади жилого помещения, пришли к верному выводу о том, что, временное отсутствие и непроживание в квартире, принадлежащей истцу на праве собственности, не может являться основанием для произведения перерасчета суммы оплаты за коммунальные платежи, а именно: за пользование коммунальными услугами "Обращение с ТКО".
В указанной связи, довод жалобы о том, что в принадлежащем истцу жилом помещении никто не проживает, в связи с чем какие-либо отходы не образуются и ФИО13 не обязана производить оплату услуг по обращению с ТКО, судом кассационной инстанции отклоняется.
В применяемых формулах расчета коммунальной услуги по обращению с ТКО расчетной единицей является площадь жилых помещений (1 кв.м.), что не предусматривает зависимость её размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Доводы кассатора, по сути, полностью повторяют ее позицию по данному делу, при этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств, основаны на субъективной оценке относительно того, как должно быть разрешено дело.
Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без - удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 07 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Адыгея от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО14 - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Дурнева
Судьи Т.А. Хаянян
А.М. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.