Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дурневой С.Н, судей Хаянян Т.А, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Федерального государственного автономного учреждения "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02 декабря 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО15, ФИО16, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО17, ФИО18, ФИО19 к филиалу "Крымский" Федерального государственного автономного учреждения "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с административным иском, просили признать незаконным и отменить решение филиала "Крымский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации N 47 от 22 марта 2021 года о внесении изменений в учетные данные военнослужащего ФИО21, содержащиеся в реестре нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязать филиал "Крымский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации внести изменения в решение N 79 от 23 марта 2021 года о выплате ФИО20 и членам его семьи жилищной субсидии в части расчета суммы, подлежащей выплате субсидии, без учета 29, 1 кв.м, площади жилого помещения по адресу: "адрес", произвести доплату жилищной субсидии за 29, 1 кв.м.
19 мая 2021 года после принятия дела к производству судом в порядке статьи 16.1 КАС РФ вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июня 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Кассатор полагает, что оспариваемым решением правильно произведено уменьшение размера площади жилого помещения подлежащего предоставлению в натуре в виде субсидии, поскольку ФИО22 совершила действия, которые привели к уменьшению размера занимаемого жилого помещения, что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий в целях жилищного обеспечения в полном объеме.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что 29 мая 2014 года 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ "ЮРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации уведомлением N 104 внес изменения в сведения военнослужащего Кулагина М.В. в списке на предоставление служебного жилого помещения.
В состав семьи ФИО28 на получение служебного жилого помещения включены: жена - ФИО25 сын - ФИО24, сын - ФИО23
На момент внесения изменений истцы были зарегистрированы и постоянно проживали в жилом помещении по адресу: "адрес"
С 24 июня 2015 года ФИО26. и члены его семьи на основании договора пользования служебным жилым помещением N 758 от 24.06.2015 года постоянно проживают в служебном жилом помещении по адресу: "адрес".
24 июня 2015 ФИО27 и члены его семьи в связи с получением служебного жилого помещения выехали из жилого дома по адресу: "адрес" и вселились в служебную квартиру, где постоянно проживают по настоящее время.
Жилой дом по адресу "адрес" состоит из двух обособленных частей с двумя отдельными входами, имеет общую площадь 67, 9 кв.м, жилую 26, 9 кв.м, в доле принадлежащей ФИО29 (отцу ФИО30.) проживают сам собственник, его супруга, сын и семья ФИО31, а всего 7 человек.
Решением ФГКУ "ЮРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации N 26/скр от 22 октября 2019 года ФИО32 составом семьи пять человек принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с 09 октября 2019 года.
В феврале 2020 года изменена форма обеспечения на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением филиала "Крымский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации N 47 от 22 марта 2021 внесены изменения в учетные данные, содержащиеся в реестре нуждающихся в жилых помещениях, учтено 29, 1 кв.м. площади жилого помещения по адресу: "адрес"
Решение мотивировано тем, что ФИО37 ФИО36 и ФИО38 намеренно ухудшили жилищные условий в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как члены семьи собственников, добровольно снялись с регистрации по месту жительства 23 ноября 2017 года из жилого помещения, принадлежащего отцу ФИО33 - ФИО34 и сестре отца - ФИО35
23 марта 2021 года филиалом "Крымский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации принято решение N 79 о предоставлении ФИО39 и членам его семьи жилищной субсидии на приобретение жилья в размере 7 336 857 рублей 47 копеек с учетом наличия у них прав пользования 29, 1 кв.м. жилого помещения по адресу: "адрес"
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, проанализировав положения статей 31, 51, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что ФИО41, выехав 24 июня 2015 года из жилого помещения по адресу "адрес" утратили право пользования им. На момент принятия решения о признании нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма истцы обоснованно приняты на учет, их обеспеченность жильем с учетом права пользования в доме по адресу "адрес" на момент их принятия на учет составляла менее учетной нормы на одного человека. Суд первой инстанции также указал на отсутствие доказательств того, что ФИО40 и ее дети при реализации своих жилищных прав действовали недобросовестно и за последние пять лет с момента принятия решения о выплате жилищной субсидии от 23 марта 2021 года намеренно ухудшили свои жилищные условия, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права.
С данным выводом и его правовым обоснованием соглашается судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции и не находит оснований для отмены обжалуемых судебный постановлений.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Как уже было отмечено выше, решением ФГКУ "ЮРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации N 26/скр от 22 октября 2019 года ФИО42 составом семьи пять человек принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с 09 октября 2019 года.
Впоследствии решением филиала "Крымский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации N 47 от 22 марта 2021 года внесены изменения в учетные данные, содержащиеся в реестре нуждающихся в жилых помещениях: учтено 29, 1 кв.м. площади жилого помещения по адресу "адрес", в котором ранее проживала семья ФИО45. Выезд ФИО43 и её совместных с ФИО44 детей из указанного жилого помещения расценен филиалом "Крымский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации расценен как намеренное ухудшение жилищных условий.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации указывает, что ФИО46 и ее дети совершили намеренные действия по ухудшению жилищных условий, с момента совершения которых до принятия решения о постановке ФИО47 на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением прошло менее 5 лет.
Между тем, судебная коллегия с данными доводами согласиться не может исходя из следующего.
Так, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из приведенных норм закона следует, что законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.
Судами нижестоящих инстанций было установлено, что 24 июня 2015 года ФИО51 и члены его семьи в связи с получением служебного жилого помещения выехали из жилого дома по адресу "адрес" и вселились в служебную квартиру, где постоянно проживают по настоящее время.
Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела судом первой и апелляционной инстанции со стороны ответчика опровергнуты не были, надлежащих доказательств, подтверждающих, что кто-то из членов семьи ФИО48 остался проживать по адресу "адрес", материалы дела не содержат.
Таким образом, судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод о том, что пятилетний срок с момента фактического выезда ФИО49 и ее несовершеннолетних детей из жилого помещения, принадлежащего ее отцу и сестре отца в жилое помещение, предоставленное ее супругу в качестве служебного, истек.
В названной связи, выводы судов об отсутствии оснований полагать, что ФИО50, проживающая до 2015 года в жилом помещении, принадлежащем ее отцу, и в дальнейшем применительно к положениям ст. 31 ЖК РФ прекратившая право пользования жилым помещением и снятая с регистрации по данному адресу, ухудшила свои жилищные условия, судебная коллегия находит обоснованными.
Исходя из приведенных норм закона, в качестве основания для признания детей членами семьи своих родителей - собственников жилого помещения, является не только их родство, но и проживание детей вместе с родителями в жилом помещении, принадлежащем родителям на праве собственности.
Применительно к приведенным выше правовым положения и вопреки позиции кассатора, материалами дела и выводами судов двух инстанций не установлено наличие оснований для отказа в удовлетворении требований истцов.
В целом доводы кассационной жалобы по существу повторяют доводы, приведенные ответчиком в обоснование возражений на иск, а также апелляционной жалобы и сводятся к несогласию с выводами судов, направлены на иную оценку доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при вынесении решений.
На основе установленных судами обстоятельств и приведенных нормоположений, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, признанные судом апелляционной инстанции обоснованными, согласуются с этими обстоятельствами, соответствуют характеру возникших правоотношений, и основаны на верном применении надлежащих норм материального права, регулирующих спор, мотивированы доказательной базой, полученной с соблюдением положений процессуального закона.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Дурнева
Судьи Т.А. Хаянян
А.М. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.