Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тахтамукайском районе Республики Адыгея о перерасчете пенсии по кассационной жалобе Г.И. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 24.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.10.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Г.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тахтамукайском районе Республики Адыгея (далее - ГУ УПФ РФ в Тахтамукайском районе Республики Адыгея) о перерасчете пенсии.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 24.03.2021 в удовлетворении исковых требований Г.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Г.И. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан, а также указывает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора нарушены нормы процессуального законодательства о подсудности споров, что свидетельствует о незаконности судебного акта суда первой инстанции.
В судебном заседании Г.И. доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав кассатора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с ДД.ММ.ГГГГ Г.И. назначена трудовая пенсия по старости на основании ст. 7 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" в связи с достижением пенсионного возраста 55 лет.
При этом, для исчисления размера пенсии пенсионным органом был принят заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по сведениям персонифицированного учета, где отношение заработков, согласно сведениями Управления Пенсионного Фонда России, составило 0, 561.
Обращаясь в суд с иском Г.И. указывала на то, что если у лица имеется период трудового стажа только за неполные 200-2001 годы, то при определении отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за аналогичный период и в числителе и в знаменателе общая сумма заработка за 2000-2001 годы будет делиться на имеющееся количество месяцев. Истцом указано, что математические подсчеты пенсионного органа произведены путем деления заработка истца за 12 месяцев в сумме 22 013, 94 руб. на 24 месяца (917, 25 руб.) на заработок по стране за 12 мес. (1633, 92), которые являются несоизмеримыми показателями, так как числитель и знаменатель не могут применяться в разных значениях. Кроме того, порядок определения отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зарплате в Российской Федерации в случае представления заработка за неполные 60 или 24 месяца размещен на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации. С учетом п. 2 ст. 30 Федерального закона N-ФЭ от ДД.ММ.ГГГГ исчисление заработка должно производиться следующим образом: 22 013, 94/12 = 1 834, 50 руб. (заработок пенсионера за 2001 год), 19607/12=1633, 92 (заработная плата по стране за 2001 год). Соответственно, отношение заработков составит 1, 123, при максимально применяемом в расчете пенсии 1, 2.
При подаче заявления о назначении пенсии Истец просил о том, чтобы при расчете размера пенсии были взяты размер среднемесячного заработка за период с 2000 по 2001 год, исключив период ухода за ребенком в 2000 году. В соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица Г.И. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ.
Из трудовой книжки Г.И, выписки из лицевого счета застрахованного лица видно, что она осуществляла свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что в данном случае подлежат применению нормы, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, установлены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно положениям п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 исчисляется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При определении отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗП), применяемого для исчисления расчетного размера трудовой пенсии, учитывается среднемесячная заработная плата в стране за тот же период, т.е. соответствующий периоду заработка, принятого для определения среднемесячного заработка пенсионера.
Размер среднемесячной заработной платы в Российской Федерации 31.12.2001 утверждался Постановлением Правительства РФ.
В тоже время порядок подсчета среднемесячного заработка застрахованного лица Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не установлен. В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав применяется ранее действовавший порядок исчисления подтверждения заработка застрахованного лица (то есть установленный Законом РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Так, в соответствии со ст. 102 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения.
При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.
Среднемесячный заработок, определенный ч. 1, 2 ст. 102 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Ст. 103 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлен порядок подсчета среднемесячного заработка, в соответствии с которым среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.
Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.
Указанная норма применяется в том случае, если застрахованное лицо впервые начало работать в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 и проработало менее 24 месяцев.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы о среднемесячном заработке (ЗР) за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд в течение его трудовой деятельности до 01.01.2002
Если время, за которое берется среднемесячный заработок для подсчета пенсии, приходится на период после регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете системе обязательного пенсионного страхования", то заработок подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, определение расчетного размера трудовой пенсии исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за фактически проработанные месяцы путем деления на число этих месяцев не может быть применено.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 24.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.10.2021оставить без изменения, кассационную жалобу Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.