Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 15 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в г. Ялта Республики Крым, в котором просила признать незаконным решение N от 5 июня 2020 года; обязать ГУ - УПФР в г. Ялте Республики Крым засчитать ФИО1 в общий трудовой стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы: с 15 августа 1988 года по 10 января 1990 года учителем начальных классов Семеновской 8-летней школы, с 1 января 1992 года по 30 августа 1992 года пионервожатой, с 31 августа 1992 года по 3 сентября 1994 года, с 16 мая 1997 года по 23 августа 1997 года, с 1 сентября 1997 года по 2 ноября 1997 года, с 18 ноября 1997 года по 23 января 1998 года учителем начальных классов в детском санатории "Крым"; с 19 сентября 2007 года по 16 февраля 2009 года, с 1 марта 2009 года по 16 марта 2014 года, с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 25 сентября 2016 года, с 27 сентября 2016 года по 2 декабря 2019 года санаторий общего профиля не предусмотрен списком N; с 4 сентября 1994 года по 31 марта 1997 года, с 6 мая 1997 года по 15 мая 1997 года - отпуск по уходу за ребенком; с 30 апреля 1997 года по 5 мая 1997 года, с 24 августа 1997 года по 25 августа 1997 года, с 26 августа 1997 года по 31 августа 1997 года, с 3 ноября 1997 года по 17 ноября 1997 года, с 23 января 2002 года по 31 января 2002 года, с 17 февраля 2009 года по 28 февраля 2009 года, с 26 сентября 2016 года по 26 сентября 2016 года - отпуск без сохранения заработной платы; просила обязать ответчика назначить ей с 5 июня 2020 года страховую пенсию по старости согласно статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены частично. На ГУ - УПФР в г. Ялта Республики Крым возложена обязанность включить в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, в порядке подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", периоды осуществления трудовой деятельности с 15 августа 1988 года по 10 января 1990 года в Семеновской 8-летней школе, с 31 августа 1992 года по 3 сентября 1994 года, с 16 мая 1997 года по 23 августа 1997 года, с 1 сентября 1997 года по 2 ноября 1997 года, с 18 ноября 1997 года по 23 января 1998 года в Детском санатории "Крым", с 19 сентября 2007 года по 5 ноября 2008 года в Головном санатории "Южнобережный", с 6 ноября 2008 года по 16 февраля 2009 года, с 1 марта 2009 года по 16 марта 2014 года, с 17 марта 2014 года по 26 декабря 2014 года в Государственном учреждении "Специализированный санаторий "Южнобережный", с 27 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года в Государственном бюджетном учреждении Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный" в должности старшего воспитателя, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 4 сентября 1994 года по 31 марта 1997 года, с 6 мая 1997 года по 15 мая 1997 года. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 июля 2021 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 ноября 2020 года отменено в части признания незаконным решения ГУ - УПФР в г. Ялте Республики Крым об отказе во включении в специальный стаж ФИО1 периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми с 4 сентября 1994 года по 31 марта 1997 года, с 6 мая 1997 года по 5 мая 1997 года. В данной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на то, что период работы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в специальный (льготный) стаж. Согласно подлежащего применению законодательства Украины в общий и специальный стаж подлежит включению период ухода ФИО1 до достижения ребенком трехлетнего возраста и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 4 сентября 1994 года по 31 марта 1997 года, с 6 мая 1997 года по 15 мая 1997 года.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 3 декабря 2019 года ФИО1 обратилась в ГУ - УПФР в городе Ялте Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 5 июня 2020 года N ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемых 25 лет специального стажа, в том числе периодов отпуска по уходу за ребенком с 4 сентября 1994 года по 31 марта 1997 года, с 6 мая 1997 года по 5 мая 1997 года.
Апелляционное определение обжаловано истицей в части отказа во включении в специальный стаж периодов отпуска по уходу за ребенком.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, признала выводы суда в части зачета в специальный стаж периодов нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком неверными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, отменив его в данной части.
Основания и порядок назначения досрочной страховой пенсии по старости определены в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно пункта 19 части 1 которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В частях 3 и 4 статьи 30 Федерального закона указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года утверждены списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости лицам, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, к которым относятся Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), для зачета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из системного анализа положений закона и подзаконных актов, подлежащих применению к спорным правоотношениям, следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, правомерно учел, что в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном статьей 255 Трудового кодекса РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 27 указанного постановления при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 рода (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
ФИО1 находилась в отпуске по уходу за детьми в период с 4 сентября 1994 года по 31 марта 1997 года, с 6 мая 1997 года по 5 мая 1997 года, данные периоды имели место после 6 октября 1992 года, соответственно, зачету в соответствующий стаж не подлежат.
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 5 которых периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, данными правилами не поименован.
Ссылка истицы на законодательство Украины, которое действовало в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, не является обоснованной, поскольку понятие "стаж работы по специальности", применяемое законодательством Украины, не аналогично по своему правовому содержанию понятию "стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости", применяемому действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В целом, доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.