Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Комбаровой И.В, Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы Администрация Города Керчи Республики Крым Брусакова С.А. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 декабря 2021 года по иску заместителя прокурора города Керчи Таравой Юлии Владимировны в интересах Морозовой Валентины Викторовны к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора города Керчи обратился в суд с иском в интересах Морозовой В.В. к Администрации города Керчи Республики Крым, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить Морозовой В.В, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее "данные изъяты" кв. м. общей площади жилого помещения.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города Керчи поступило обращение Морозовой В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении ее права получение жилья, в ходе проведения проверки по которому выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации города Керчи Республики Крым. Установлено, что Морозова В.В. является ребенком, лишенным родительского попечения, постановлением Администрации города Керчи Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в г. Керчь, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Прокурор полагает, что бездействие Администрации города Керчи Республики Крым выразившееся в непринятии мер по предоставлению Морозовой В.В. благоустроенного жилья нарушает гарантированные ей Конституцией Российской Федерации и иными законами жилищные права и свободы.
Определением суда от 26 июля 2021 года к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2021 года, с учетом определения об устранении описки от 27 октября 2021 года, исковые требования заместителя прокурора города Керчи Таравой Юлии Викторовны в интересах Морозовой Валентины Викторовны к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье удовлетворены. Суд обязал Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Морозовой Валентине Викторовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 декабря 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава Администрация Города Керчи Республики Крым Брусаков С.А. просит решение суда и апелляционное определение судебной коллегии отменить как вынесенные с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым в исковых требованиях отказать. Указывает, что на Администрацию города Керчи не представляется возможным возложить обязанность по предоставлению благоустроенного жилья в данном случае, без предоставления финансовых ресурсов, поскольку данные требования противоречат законодательству Российской Федерации. В связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа, на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению вышеуказанной категории лиц благоустроенного жилья, за счет субвенций из бюджета Республики Крым, исполнение решение суда не предоставляется возможным.
На судебное заседание в кассационный суд явились: прокурор ФИО8
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора ФИО8, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, пунктов 1, 3, 7, 8, 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-3PK/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым", суд первой инстанции исходил из того, что Морозова В.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с чем, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения, в границах муниципального образования городской округ Керчь, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения Морозовой должна быть возложена на Администрацию г. Керчи за счет средств, предоставляемых из бюджета субъекта
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что Морозова В.В. является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Морозова В.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Из ответа Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Морозова В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления Администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Морозова В.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли 23 лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядковый номер очереди - "данные изъяты".
Согласно ответу Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" от ДД.ММ.ГГГГ N Морозова В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: "адрес", проживающая по адресу: "адрес", жилого помещения на правах собственности или на основании договора социального найма не имеет. Состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения, как лицо из числа детей, лишенных родительского попечения в г. Керчи.
Материалами дела подтверждается, что собственного жилья Морозова В.В. не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, у суда были все основания для возложения на Администрацию г. Керчи Республики Крым обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд. Поскольку Морозова В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следовательно, исковые требования прокурора в ее интересах удовлетворены обоснованно.
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Доводы кассационной жалобы, что предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения зависит от фактического перечисления денежных средств Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым не могут быть основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения незамедлительно после возникновения соответствующего права, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость как от наличия финансирования на день возникновения права у названной категории лиц, так и от даты фактического перечисления Министерством денежных средств, выделяемых на данные цели.
Судебная коллегия отмечает, что оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы Администрация Города Керчи Республики Крым Брусакова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.