Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж и обязании произвести перерасчет пенсии по кассационной жалобе ФИО1 на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР в Неклиновском районе Ростовской области (межрайонное) о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты") в должности начальника противоэпизоотического отряда ГУ РО "Матвеево-Курганской районной станции по борьбе с болезнями животных" в специальный стаж для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии.
Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 28 июня 2021 года произведена замена ответчика ГУ УПФР в Неклиновском районе Ростовской области (межрайонное) его правопреемником - ГУ ОПФР по Ростовской области.
Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 10 августа 2021 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 ноября 2021 года решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 10 августа 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что судами нижестоящих инстанций не исследован вопрос, имеющий значение для дела, о том, включена ли должность начальника противоэпизоотического отряда филиала Управления ветеринарии Ростовской области Государственного бюджетного учреждении Ростовской области "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом" в Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 (далее по тексту - Список N 1440).
Полагает, что судами не дано правовой оценки представленному "Примерному положению об эпизоотическим (противоэпизоотическом) отряде", утвержденному Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 15 июня 1971 года.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) Матвеево-Курганского района ОПФР по Ростовской области с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N УПФР в Неклиновском районе Ростовской области (межрайонное) отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно представленным документам, у заявителя имеется "данные изъяты" стажа работы в сельском хозяйстве, при требуемом стаже не менее 30 лет.
В страховой стаж не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты") в должности начальника противоэпизоотического отряда ГУ РО "Матвеево-Курганской районной станции по борьбе с болезнями животных" по тому основанию, что должность, в которой работала ФИО1, не предусмотрена Списком N 1440, и работа протекала не в структурном подразделении предприятия животноводческого характера.
Согласно записям трудовой книжки серии ТК N, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя истца, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность ветеринарного фельдшера-эпизоотолога в М.-Курганскую районную станцию по борьбе с болезнями животных (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N), с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность ветеринарного врача-эпизоотолога (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N), уволена в связи с ликвидацией учреждения и переводом в ГБУ РО M-Курганская районная станция по борьбе с болезнями животных с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N).
В соответствии с трудовой книжкой серии ТК N, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя истца, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность начальника противоэпизоотического отряда ГУ РО "Матвеево-Курганской районной станции по борьбе с болезнями животных" в порядке перевода (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в Государственном учреждении Ростовской области "Матвеево-Курганской районной станции по борьбе с болезнями животных", которое с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Матвеево-Курганская районная станция по борьбе с болезнями животных" (приказ Управления ветеринарии РО N от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ).
Архивной справкой о стаже работы, выданной ГБУ РО "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с ПО", подтверждена информация о периодах работы ФИО1, аналогичная данным, содержащимся в трудовых книжках, выданных на имя ФИО1, а также о реорганизации учреждения.
Из представленных суду Уставов ФГУ "Матвеево-Курганской районной станции по борьбе с болезнями животных" - ГУ Ростовской области "Матвеево-Курганской районной станции по борьбе с болезнями животных" ГБУ Ростовской области "Матвеево-Курганской районной станции по борьбе с болезнями животных" усматривается, что основной целью деятельности учреждения является осуществление государственного ветеринарного надзора на закрепленной территории, направленного на профилактику болезней и лечение сельскохозяйственных, домашних и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел (далее животных), обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства.
Указанная в трудовой книжке в спорный период работы должность ФИО1 - начальник противоэпизоотического отряда по борьбе с болезнями животных не предусмотрена Списком N 1440.
Отказывая в удовлетворении требований истца в обжалуемой части, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обоснованно исходил из того, что для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный список. При этом пришел к обоснованному выводу о том, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств не подтверждено, что в спорный период времени работа ФИО1 в должности начальника противоэпизоотического отряда по борьбе с болезнями животных была непосредственно связана с животноводством, поскольку была направлена на выполнение функций начальника противоэпиоотического отряда, отсутствует подтверждение непосредственной занятости на работах, связанных с сельским хозяйством (животноводством).
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права при их соответствии установленным обстоятельствам дела и обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1441, определяют порядок исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на весь период их проживания в сельской местности (далее - стаж работы в сельском хозяйстве).
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 ФЗ Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 (пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, далее по тексту - Правила), при этом применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1440.
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт "а"); периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком (подпункт "б").
Положения подлежащего применению к спорным правоотношениям Списка N 1440, предусматривают возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы, поименованных в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" настоящего Списка, при условии ее выполнения по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списка.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N428-ФЗ "О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" было приостановлено действие частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" до 1 января 2020 года.
Статьей 9 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" приостановление действия данной нормы сокращено до 1 января 2019 года.
Согласно пункту 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка N 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в Список N 1440, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Разделом 2 Списка N 1440, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" указаны: Животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
В разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" раздела 2 "Животноводство" Списка N 1440 поименованы:
начальник животноводческого направления, в том числе по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов (начальник скотопрогонного тракта, начальник животноводческого комплекса, начальник молочного комплекса, начальник убойного цеха, начальник кормоцеха, начальник цеха молодняка, цеха выращивания, цеха животноводства и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство);
начальник ветеринарной лаборатории, занятый ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных.
Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и животноводства.
В данном случае, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо не только чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением работ в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, но и наименование профессии было включено в Список N 1440, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка N 1440.
Сам по себе факт работы на предприятиях, занятых сельским хозяйством независимо от занимаемой должности, профессии или специальности не является основанием для предоставления права на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. Концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в животноводческом хозяйстве.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой судов установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебных постановлений.
Вопреки доводам кассационной жалобы, имевшая место в период с 5 июля 2004 года по 18 апреля 2012 года работа истца в должности начальника противоэпизоотического отряда по борьбе с болезнями животных разделом "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списком N 1440 не предусмотрена.
Доводы жалобы истца о том, что, судам надлежало разрешить вопрос о том, включена ли должность начальника противоэпизоотического отряда в Список N 1440, необоснованны, поскольку судами нижестоящих инстанции в полном объеме исследовано содержание данного списка, а также дана ему надлежащая оценка.
Ссылка кассатора на "Примерное положение об эпизоотическим (противоэпизоотическом) отряде", утвержденное Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 15 июня 1971 года не состоятельна, поскольку Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 4 декабря 2020 года N 734 "Об отмене ведомственных актов СССР, РСФСР, писем, инструкций и указаний, изданных центральными органами государственного управления СССР и РСФСР" указанное положение признано не действующим на территории Российской Федерации (пункт 39).
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.