Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Зерноградского района Ростовской области о перерасчете денежной суммы, выплаченной по социальной льготе по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к УСЗН администрации Зерноградского района Ростовской области о перерасчете денежной суммы, выплаченной по социальной льготе.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 2 сентября 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
На УСЗН администрации Зерноградского района Ростовской области возложена обязанность произвести ФИО1 перерасчет социальной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 ноября 2021 года решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 2 сентября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 ноября 2021 года, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме, в связи с тем, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что обжалуемым судебным постановлением нарушены права инвалидов и положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Полагает, что судья ФИО6, рассмотревшая дело в суде первой инстанции, заинтересована в исходе дела в пользу ответчика, поскольку после рассмотрения иска была назначена судьей Ростовского областного суда.
Кроме того, указано, что задолженность по оплате коммунальных услуг отсутствует, сын заявителя ФИО7 не имеет отношения к предоставляемым льготам, в действиях начальника УСЗН администрации Зерноградского района Ростовской области ФИО8 усматриваются коррупционные схемы, срок справки об инвалидности на момент приостановления выплаты не истек.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1 является инвалидом "данные изъяты" по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, состоит на учете в УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области, как лицо, имеющее право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
По указанному адресу зарегистрированы: истец ФИО1, супруга истца ФИО9, которая также является инвалидом и получателем указанной меры социальной поддержки с июля 2004 года, сын истца ФИО7
Согласно материалам компенсационного дела N, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как инвалиду, предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных слуг, из расчета 3 человек, проживающих и зарегистрированных по указанному выше адресу, а именно, ФИО1, ФИО9, ФИО7, указанного в заявлении ФИО1 в качестве другого родственника.
При этом заявителем представлена справка N N, подтверждающая право на меры социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ, а также архивная выписка из похозяйственной книги N лицевой счет N по администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой общая площадь расположенного по указанному адресу жилого дома составляет "данные изъяты" м2.
Из компенсационного дела N также следует, что с учетом поступавших сведений УСЗН администрации Зерноградского района Ростовской области истцу и его супруге производилась выплата компенсации за периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты" руб. каждому;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по 2 393, 40 руб. каждому;
Решением УСЗН администрации Зерноградского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ выплаты компенсации по оплате коммунальных услуг ФИО1 были приостановлены с ДД.ММ.ГГГГ в связи с задолженностью по оплате услуги "газоснабжение". С декабря 2018 года истек срок действия справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлении, поданном ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя органа социальной защиты населения, ФИО1 просил переоформить ему меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в связи с продлением группы инвалидности, указав членов семьи, имеющих право на меры социальной поддержки, в количестве 3 человек.
При этом ФИО1 были представлены справка N, подтверждающая право на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и справка N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении инвалидности 3 группы бессрочно, подтверждающая право на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
УСЗН администрации Зерноградского района Ростовской области произведен перерасчет за период со дня приостановления выплаты - ДД.ММ.ГГГГ по день подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного представителем ответчика ФИО10 расчета размера компенсации затрат на оплату коммунальных услуг истцу ФИО1 за период с июля 2017 года по апрель 2021 года следует, что данный расчет сделан на основании сведений о фактической оплате коммунальных услуг, поступающих в УСЗН из ЖКХ, и если фактическое потребление коммунальных услуг не превышает норматив, то расчет произведен исходя из фактической оплаты, а в случае превышения - по нормативу.
Из материалов дела следует, что выплата компенсации ФИО1 за период с мая 2018 года по ноябрь 2018 года не производилась в связи с имеющейся у него задолженностью по оплате услуги "газоснабжение".
С учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", ответчиком были произведены перерасчёт и выплата денежной компенсации затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб, за апрель 2021 года - "данные изъяты" руб. (а всего за период с июля 2017 года по апрель 2021 года в сумме "данные изъяты" руб.), без учета наличия у истца задолженности по оплате за "газоснабжение", поскольку с апреля 2020 года выплата компенсации затрат на оплату услуг ЖКХ льготным категориям граждан, имеющим задолженность по оплате услуг ЖКХ, не приостанавливается и выплачивается в полном объеме.
Сведений о том, что ФИО7 выбыл (в том числе, временно) из жилого помещения, по которому истцу предоставляются меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг, материалы дела не содержат.
Отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком произведены верные перерасчет и выплата денежной компенсации затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из 3 человек, зарегистрированных и проживающих в доме, площадью 63 м2, при этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался нижеследующим.
Как разъяснено в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", к мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, - платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления (часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года (часть 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
На территории Ростовской области предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам осуществляется в соответствии постановлением Правительства Ростовской области от 09 декабря 2011 года N212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан", которым утверждено Положение "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" (далее по тексту - Положение 1); постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 года N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления".
Условия приостановления, возобновления и прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, приведены в Положении 1.
Так, согласно абзацу 17 пункта 8 Положения 1, выплата компенсации расходов получателю приостанавливается, в частности, в случае неуплаты последним текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев. В этом случае выплата компенсации расходов приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили названные обстоятельства.
При получении сведений о погашении задолженности, компенсация за ЖКУ возобновляется с месяца, полного погашения задолженности.
Выплата указанной компенсации прекращается, в том числе в случае непогашения задолженности по названным платежам в течение одного месяца с даты направления получателю уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по названным платежам (стационарное лечение, санаторно-курортное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок), получатель для возобновления выплаты компенсации расходов представляет в уполномоченную организацию соответствующее заявление в письменной форме и документы, подтверждающие наличие уважительных причин.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Согласно пунктам 6.1.2, 6.7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 года N 232, при первичном обращении граждан в органы социальной защиты населения муниципального образования в Ростовской области и (или) МФЦ, при перемене места жительства, изменении состава семьи, получении нового документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, оказании нового вида жилищно-коммунальных услуг и в иных случаях меры социальной поддержки назначаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение либо на срок регистрации по месту пребывания.
Граждане, получающие компенсацию на ЖКУ, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце двадцатом настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на ЖКУ, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, переоценкой выводов суда, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебного постановления.
Нарушение судом апелляционной инстанции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из материалов дела не усматривается.
Довод кассатора о том, что судья ФИО6, рассмотревшая дело в суде первой инстанции, заинтересована в исходе дела в пользу ответчика, не обоснован и не является компетенцией кассационного суда в рамках проверки законности вступивших в законную силу судебных актов.
Указание в кассационной жалобе на то, что в действиях начальника УСЗН администрации Зерноградского района Ростовской области ФИО8 усматриваются коррупционные схемы, к рассматриваемому спору не относятся.
Ссылки кассатора на отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг, непроживание ФИО7 по адресу регистрации и действительности справки об инвалидности на момент приостановления выплаты не состоятельны, проверялись судами нижестоящих инстанций и не нашли своего подтверждения, поскольку противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.