Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дурневой С.Н, судей Макаровой Е.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента капитального строительства города Севастополя к ФИО11 о принудительном изъятии имущества в порядке переселения, взыскании разницы стоимости имущества, прекращении права собственности, признании права собственности, возложении обязанности освободить жилое помещение, по кассационной жалобе представителя Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 08 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 декабря 2021 года, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Департамент капитального строительства города Севастополя обратился в суд с иском к ФИО12 о принудительном изъятии имущества в порядке переселения, взыскании разницы стоимости имущества, прекращении права собственности, признании права собственности, возложении обязанности освободить жилое помещение.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 08 февраля 2021 года исковые требования Департамента капитального строительства города Севастополя удовлетворены частично. Для государственных нужд города Севастополя у ФИО14 изъято принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, общей площадью 31, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", включая долю на общее имущество многоквартирного дома, в том числе, долю в праве общей собственности на земельный участок, со встречным предоставлением ответчику в собственность жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 71, 4 кв.м.
Прекращено право собственности ФИО15 на указанное выше имущество с признанием на него государственной собственности. В удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО13 в пользу Департамента капитального строительства города Севастополя разницы в стоимости жилых помещений в размере 2 707 424 рубля 08 копеек отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Департамента капитального строительства города Севастополя поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части отказа в удовлетворении исковых требований Департамента капитального строительства города Севастополя о взыскании с ФИО16 доплаты за разницу в стоимости жилых помещений ввиду нарушения норм материального права. Кассатор в жалобе приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе, в частности о том, что стоимость предоставляемого ответчику жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, в связи с чем, обязанность по оплате разницы между ними возлагается на ответчика, поскольку к соглашению об изъятии недвижимости, содержащему условие о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, применяются правила п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ, а также ч. 4 ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 года N 137-ЗС "О жилищной политике города Севастополя".
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что ФИО22 является собственником квартиры N 6, общей площадью 31, 3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи квартиры от 16.04.2011 года.
Членами семьи истца ФИО21 являются ФИО20 ФИО19 ФИО18 ФИО17
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 08.12.1999 года N2225-р утвержден акт межведомственной комиссии о признании аварийным жилого дома "адрес".
Постановлением Правительства Севастополя от 28.08.2014 года N248 утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополя, в соответствии с которой, указанный жилой дом N 66 по ул. Багрия включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими расселению.
В рамках реализации Программы, ФИО23 было предложено для переселения находящееся в черте города Севастополя благоустроенное жилое помещение государственного жилищного фонда города Севастополя, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 71, 4 кв.м.
Заявлениями от 30.06.2016 года и от 28.08.2018 года ФИО32 выразила свое согласие на переселение из аварийного жилого фонда в квартиру N 51, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 71, 4 кв.м.
В указанном заявлении ответчик не давала согласие на обмен жилыми помещениями или согласия на выплаты разницы стоимости помещений.
Департаментом капитального строительства города Севастополя подготовлен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд N Б-66/6с без даты, согласно которому у ответчика ФИО33 изымается квартира N 6, общей площадью 31, 3; кв.м, расположенная по адресу: "адрес", принадлежащая ответчику на праве собственности, взамен предоставляется в собственность ответчика квартира N 51, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 71, 4 кв.м, с доплатой ответчиком разницы стоимости указанных жилых помещений в сумме 2 707 424 рублей 08 копеек, исходя из положений п. 4 ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 года N 137-3C "О жилищной политике города Севастополя".
17.09.2018 года ответчик ФИО25 получила проект соглашения, указанный проект ФИО24 не подписан.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", установив, что жилой дом, в котором расположена квартира, принадлежащая ответчику в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, входит в адресную региональную программу переселения граждан, пришел к выводу о наличии оснований для принудительного изъятия у ответчика имущества в порядке переселения, прекращении права собственности ответчика, признании права собственности истца на изымаемое помещение, возложении обязанности освободить жилое помещение.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика разницы между стоимостью изъятого жилого помещения и предоставляемого взамен, суд первой инстанции исходил из того, что на ответчика не может быть возложена обязанность по возмещению разницы стоимости предоставляемого жилья вследствие реализации программы по переселению жилого фонда, поскольку общая площадь жилого помещения, передаваемого ответчику и членам его семьи взамен изымаемого, не превышает нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной жилищным законодательством РФ.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами соглашается и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Выраженное Департаментом капитального строительства города Севастополя несогласие с обжалуемыми судебными актами в части отказа во взыскании с Доронкиной Л.А. доплаты за разницу между стоимостью изъятого жилого помещения и предоставляемого взамен, судом кассационной инстанции подлежит отклонению, исходя из следующего.
Согласно части 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 года, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019 года разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 года N 1-КГ19-9).
На основании распоряжения Правительства РФ от 26.09.2013 N 1743-р утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе согласно п. 3 утверждены методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Во исполнение данного распоряжения в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления Приказом Минстроя России от 09.12.2013 23/МС были утверждены Методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с которыми одним из источников внебюджетных средств, подлежащих привлечению при реализации региональных адресных программ, являются средства собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Как указано в методических рекомендациях, такие внебюджетные средства могут использоваться непосредственно на финансирование мероприятий, предусмотренных ст. ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ (строительство, приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплата выкупной цены собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах), а также на возмещение расходов (части расходов), понесенных органами местного самоуправления на указанные цели.
В силу п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.
В соответствии с частями 2, 3, 4 ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 года N 137-ЗС "О жилищной политике города Севастополя" в случае, когда в соответствии с договорами мены, заключаемыми с согласия собственников жилых помещений, стоимость жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, передаваемых в частную собственность, превышает стоимость жилых помещений, передаваемых в собственность города Севастополя, от возмещения разницы между стоимостью подлежащих мене жилых помещений освобождаются:
1) граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, в случае, если общая площадь передаваемого в собственность граждан жилого помещения не превышает нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, определяемую в установленном порядке с учетом количества граждан, являющихся собственниками жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семьи (далее - норма предоставления);
2) граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, изымаемых для государственных нужд города Севастополя в связи с изъятием земельного участка, жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при расселении в соответствии с региональной адресной программой, утверждаемой Правительством Севастополя, в случае, если общая площадь жилого помещения, передаваемого в собственность граждан, не превышает общей площади жилого помещения, передаваемого гражданами в собственность города Севастополя;
3) граждане, являющиеся собственниками комнат в коммунальных квартирах, изымаемых для государственных нужд города Севастополя в связи с изъятием земельного участка, комнат в коммунальных квартирах в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или комнат в коммунальных квартирах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при расселении в соответствии с региональной адресной программой, утверждаемой Правительством Севастополя, в случае если количество комнат в коммунальной квартире, передаваемых в собственность граждан, не превышает количества комнат в коммунальной квартире, передаваемых гражданами в собственность города Севастополя;
4) граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, изымаемых для государственных нужд города Севастополя в связи с изъятием земельного участка, жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, обеспеченные с учетом членов их семьи общей площадью жилого помещения менее нормы предоставления, при расселении в соответствии с региональной адресной программой, утверждаемой Правительством Севастополя, в случае, если общая площадь передаваемого в собственность граждан жилого помещения не превышает нормы предоставления.
В настоящем случае площадь изымаемой у ответчика квартиры составляет 31, 3 кв.м, членами семьи ФИО26 являются ФИО27 ФИО28 ФИО29 ФИО30 в связи с чем, исходя из установленной нормы предоставления на указанную семью из четырех человек подлежит предоставлению жилое помещение не менее 72 кв.м. (18 кв.м. х 4 человека).
Ответчику и членам её семьи предоставлено жилое помещение взамен изымаемого общей площадью 71, 4 кв.м, общая площадь передаваемого в собственность ответчика жилого помещения не превышает нормы предоставления, как это предусмотрено п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 года N 137-ЗС "О жилищной политике города Севастополя", в связи с чем ФИО31 подлежит освобождению от возмещения разницы между стоимостью подлежащих мене жилых помещений.
При указанных обстоятельствах и вопреки позиции кассатора, выводы судов обоих инстанций об отказе в удовлетворении требований истца в части взыскании с ответчика разницы стоимости имущества, являются верными.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе полностью воспроизводят доводы, изложенные в апелляционной жалобе, они уже являлись предметом исследования судов. Оснований для повторного исследования данных доводов, судебная коллегия не усматривает.
Ошибочные выводы суда апелляционной инстанции, относительно того, что к данным правоотношениям не применимы положения ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 года N 137-ЗС "О жилищной политике города Севастополя", положения ст. 568 ГК РФ, не привели к судебной ошибке и нарушению прав истца, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебных постановлений по указанным основаниям не имеется.
Таким образом, выводы судов нижестоящих инстанций в полной мере соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Перечисленные выше требования закона судами учтены при рассмотрении возникшего спора, что привело к его правильному разрешению, соблюдению баланса прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства.
Исходя из вышеуказанного, вопреки доводам кассационной жалобы, которые в ходе кассационного рассмотрения своего подтверждения не нашли, выводы нижестоящих судов соответствуют обстоятельствам дела, являются правильными и мотивированными, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Нарушений судами положений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допущено не было, тем самым оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 08 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента капитального строительства города Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Дурнева
Судьи Е.В. Макарова
А.М. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.