Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Республики Тыва Большунова В.А. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 22 марта 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казённого учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия, Тыва и Кемеровской области - Кузбассу (далее Россельхознадзор) Гресь Н.В. от 05 октября 2021 г. N 07-УК/21 Федеральное казённое учреждение "Лечебно-исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" (далее - ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2021 г. данное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 22 марта 2022 г, указанное постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменены, производство по делу в отношении ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые акты.
В протесте, поданном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Республики Тыва просит решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 22 марта 2022 г. отменить, считая его незаконным, направить дело на новое рассмотрение.
ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва по доводам протеста принесены возражения.
Ознакомившись с доводами протеста прокурора, возражениями, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области - Кузбассу в период с 14 июня 2021 г. по 23 июня 2021 г, у собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва произведен осмотр территории. В результате осмотра установлено, что на указанном участке местности с установленными координатами вырыт карьер тяжелой техникой, имеется перекрытие плодородного слоя почвы бутовыми камнями и гравием в виде буртов (количестве-3) высотой до 3 метров, шириной до 10 метров и глубиной карьера до 5 метров. Общая площадь нарушенных земель сельскохозяйственного назначения составляет - 4, 3 га. Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Из Акта проверки органа государственного контроля от 23 июня 2021 г. следует, что 18 июня 2021 г. выявлено указанное нарушение земельного законодательства, выразившееся в бездействии ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва в проведении рекультивации нарушенных в ходе использования земель в нарушение норм Земельного кодекса и Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. N800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения начальником отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия, Тыва и Кемеровской области - Кузбассу постановлением от 05 октября 2021 г. ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва к административной ответственности по названной норме с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Судья городского суда, при пересмотре дела об административном правонарушении по жалобе защитника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва, согласился с вынесенным постановлением должностного лица, оставив жалобу без удовлетворения.
Судья Верховного суда Республики Тыва, при пересмотре дела об административном правонарушении по жалобе защитника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва, оценив представленные в дело доказательства, установил, что постановление административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва подлежит прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые акты.
В протесте, поданном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, прокурор указывает на необоснованность выводов судьи Верховного Суда Республики Тыва, приводя доводы об ошибочном установлении фактических обстоятельств дела.
Между тем вышеприведенные доводы, не являются основанием для отмены судебного акта в связи со следующим.
Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, осуществляется в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Протокол осмотра территории исследуемого земельного участка был составлен 18 июня 2021 г, согласно которому при обследовании земельного участка сельскохозяйственного назначения 18 июня 2021 г. должностным лицом надзорного органа был выявлен факт совершения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва административного правонарушения, предусмотренному ч.1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к ответственности в силу ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данному административному правонарушению составляет 1 год.
Поскольку к настоящему времени срок давности привлечения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва к административной ответственности, установленный для части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, то возможность правовой оценки решения судьи Верховного Суда Республики Тыва исключена, кроме прочего это повлечет ухудшение положения юридического лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые акты, что недопустимо.
В связи с изложенным правовых оснований для удовлетворения протеста не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 22 марта 2022 г, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва", оставить без изменения, протест первого заместителя прокурора Республики Тыва Большунова В.А. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.