Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Красноярского края Мостового Е.Л. на вступившее в законную силу определение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 08 апреля 2022 г., вынесенное в отношении Малаший Валерии Игоревны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
25 марта 2022 г. ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении Малаший В.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
01 апреля 2022 г. материалы дела об административном правонарушении направлены на рассмотрение в Центральный районный суд г. Красноярска.
Определением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 08 апреля 2022 г. протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела возвращен в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю связи с недостатками, препятствующими рассмотрению дела по существу.
В порядке ст.ст. 30.1-30.6 КоАП РФ определение не пересматривалось и вступило в законную силу.
В протесте заместитель прокурора Красноярского края Мостовой Е.Л. просит определение отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Малаший В.И, извещенная в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о принесении протеста, в установленный срок возражения не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Из материалов дела следует, что основанием для его возбуждения послужили выводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, о том, что 13 января 2022 г. Малаший В.И. прибыла на территорию Российской Федерации из "данные изъяты" на самолете авиарейсом " "данные изъяты"" (N), однако не выполнила требование о прохождении в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации однократного лабораторного исследования на "COVID-19" методом ПЦР; до получения результатов лабораторного исследования на "COVID-19" методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в суд.
В ходе подготовки к рассмотрению дела, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии доказательств о надлежащем извещении Малаший В.И. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем суд вернул протокол об административном правонарушении в административный орган, указав на неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела и является препятствием к его рассмотрению.
Поводов не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Согласно ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из анализа приведенных выше норм КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 25 марта 2022 г. в отсутствие Малаший В.И.
Согласно материалам дела должностным лицом по месту регистрации, указанному в адресной справке от 16 февраля 2022 г. ("адрес"), в адрес Малаший В.И. была направлена телеграмма с извещением о составлении об административном правонарушении на 25 марта 2022 г, которая доставлена не была в связи с тем, что квартира закрыта, адресат по извещению не является.
Вместе с тем, согласно представленным материалам, 13 января 2022 г. в анкете для прибывающих авиарейсами в РФ для пересечения границы Малаший В.И. указала, что зарегистрирована по адресу: "адрес", фактически проживает по адресу: "адрес".
Однако, данные о том, что должностным лицом административного органа Малаший В.И. извещалась о времени и месте составления протокола по месту её жительства, которое она указала в анкете, в представленных материалах отсутствуют.
Таким образом, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю не приняты необходимые и достаточные меры для надлежащего извещения Малаший В.И. о составлении протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах судья районного суда правомерно вынес определение от 08 февраля 2020 г. о возвращении административного материала должностному лицу в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Поводов не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных по настоящему делу обстоятельств и норм КоАП РФ.
Доводы протеста о том, что Малаший В.И. извещалась о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по месту её регистрации, указанному в адресной справке, не свидетельствуют об ошибочности вывода судьи районного суда о том, что указанное лицо не было надлежащим образом извещено о составлении протокола по месту жительства, как того требуют положения, предусмотренные ст. 25.15 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены или изменения определения судьи районного суда, не установлено и в протесте не приведено.
Из материалов дела не усматривается, что при вынесении определения судом было допущено существенное нарушение процессуальных требований, повлиявшее на исход дела.
При таких обстоятельствах определение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 08 апреля 2022 г, вынесенное в отношении Малаший В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Определение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 08 апреля 2022 г, вынесенное в отношении Малаший Валерии Игоревны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Красноярского края Мостового Е.Л. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.