Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 июня 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1713
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от общества с ограниченной ответственностью "В": Корнилов А.В., представитель по доверенности от 11.01.2007 б/н, Калиненко Е.И., представитель по доверенности от 11.07.2006 б/н; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области: Гулевич М.Г., представитель по доверенности от 04.05.2007 N 04-23, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "В" на решение от 19.10.2006, постановление от 22.01.2007 по делу N А04-3987/06-25/379 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "В" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области о признании незаконным бездействия инспекции, выразившееся в уклонении от возврата излишне уплаченных налогов и обязании налоговый орган возвратить излишне уплаченные налоги, а также проценты за нарушение срока возврата.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2007 года.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 31.05.2007 до 14 часов.
Общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, о признании незаконными бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченных налогов в сумме 88799,34 руб. и обязании налогового органа возместить указанную сумму платежей и сумму исчисленной неустойки - процентов в размере 27295,85 руб. путем перечисления на расчетный счет общества.
К участию в деле привлечены Агентство лесного хозяйства по Амурской области и Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области.
Решением суда от 19.10.2006 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в уклонении от возврата обществу излишне уплаченных лесных податей в части превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в сумме 23252,18 руб., лесных податей в части минимальных ставок в сумме 33816,84 руб., в связи с чем суд обязал инспекцию возвратить данные суммы с начислением процентов в сумме 17922,64 руб. за нарушение срока возврата.
В части требования о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченных податей в сумме 2276,58 руб. требования оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
В части требований заявленных к Управлению Федеральной налоговой службы по Амурской области производство по делу прекращено.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2007 решение суда в части признания незаконным бездействия инспекции, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченных лесных податей в части, превышающие минимальные ставки, в сумме 23252,18 руб. и обязании налогового органа произвести возврат указанной суммы, в части взыскания с инспекции 7301,8 руб. процентов за нарушение срока возврата отменено. В удовлетворении в указанной части требований отказано. В остальном решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции в части отказанных требований, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права. В судебном заседании представители общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители МИФНС России N 5 по Амурской области и УФНС России по Амурской области в судебном заседании и отзыве на кассационную жалобу против доводов жалобы возражали, просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, у общества в результате излишней уплаты в 2003-2004 годах возникла переплата по платежам за пользование лесным фондом в суммах 32600,69 руб. (лесные подати в части минимальных ставок), 23252,18 руб. (лесные подати сверхминимальных ставок), 29453,74 руб. (арендная плата).
Обращение общества в налоговый орган с заявлением о возврате (от 11.03.2004 N 1) инспекцией не исполнено со ссылкой на отсутствие согласований по вопросу администрирования данных платежей, что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части возврата переплаты арендной платы за пользование земельным участком лесного фонда и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную арендную плату и взыскании процентов на сумму переплаченной арендной платы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность общества вносить арендные платежи предусмотрена договором аренды, следовательно, по своему содержанию является гражданско-правовой обязанностью. Арендные правоотношения не имеют публично-правового характера, поэтому на них не распространяется публично-правовой режим, предусмотренный статьями 45 и 46 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях аренды. К правам пользования участками лесного фонда применяются положения гражданского, а также земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 31 Лесного кодекса Российской Федерации аренда участков лесного фонда регулируется названным Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Арендная плата согласно статье 614 Гражданского кодекса РФ является платой за пользование имуществом. Названная норма соотносится со статьей 103 Лесного кодекса РФ, где арендная плата относится к одному из видов платежей за пользование лесным фондом. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (статья 105 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345, размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и согласно пункту 26 Положения об аренде при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
Таким образом, отношения по аренде участков лесного фонда являются гражданско-правовыми и регулируются заключаемым сторонами договором, который в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным Лесным кодексом Российской Федерации и Положением об аренде участков лесного фонда. Указанные правила определяют минимальный размер арендной платы, а в части, его превышающей, размер арендной платы согласовывается сторонами.
Отменяя решение суда в части и отказывая в удовлетворении заявленных требований о возврате лесных податей сверхминимальных ставок и об обязании налоговый орган возвратить излишне уплаченные лесные подати сверхминимальных ставок и взыскании процентов за несвоевременный возврат этих платежей, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на Положение Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2006 N 50н "О внесении изменений в указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 N 152Н", обоснованно признал требования заявителя подлежащими удовлетворению только в части возврата переплаты минимальных ставок платы за древесину.
Учитывая изложенное суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд апелляционной инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем постановление апелляционной инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 22.01.2007 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3987/06-25/379 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345, размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и согласно пункту 26 Положения об аренде при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
Таким образом, отношения по аренде участков лесного фонда являются гражданско-правовыми и регулируются заключаемым сторонами договором, который в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным Лесным кодексом Российской Федерации и Положением об аренде участков лесного фонда. Указанные правила определяют минимальный размер арендной платы, а в части, его превышающей, размер арендной платы согласовывается сторонами.
Отменяя решение суда в части и отказывая в удовлетворении заявленных требований о возврате лесных податей сверхминимальных ставок и об обязании налоговый орган возвратить излишне уплаченные лесные подати сверхминимальных ставок и взыскании процентов за несвоевременный возврат этих платежей, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на Положение Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2006 N 50н "О внесении изменений в указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 N 152Н", обоснованно признал требования заявителя подлежащими удовлетворению только в части возврата переплаты минимальных ставок платы за древесину."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июня 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1713
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании