Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Иркутской области Дроздова Александра Ивановича на вступившее в законную силу решение Братского городского суда Иркутской области от 15 марта 2022г., вынесенное в отношении Артемьева Юрия Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 31 января 2022г. в отношении Артемьева Ю.Н. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 23.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 15 марта 2022г. постановление мирового судьи судебного участка N 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 31 января 2022г. отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Дроздов А.И, направивший дело на рассмотрение мировому судье, настаивает на отмене решения Братского городского суда Иркутской области от 15 марта 2022г, приводя доводы о незаконности судебного акта.
Артемьев Ю.Н, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом административного органа жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на жалобу не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 5 ст. 13.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
Согласно ч.3 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ) в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя, а в случае, если обращение субъекта персональных данных или его представителя либо запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных (п.3ч.3 ст. 23).
Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения материалов проверки обращения Д. Управлением Роскомнадзора по Иркутской области (далее также административный орган) в отношении администратора интернет-сайтов "данные изъяты", "данные изъяты" Артемьева Ю.Н. составлен протокол об административном правонарушении от 10 ноября 2021г. по ч.5 ст. 13.11 КоАП РФ по факту того, что Артемьевым Ю.Н. не исполнено требование Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 30 сентября 2021г. N 10067-06/29 о прекращении обработки персональных данных и уничтожении с интернет-ресурсов "данные изъяты", "данные изъяты" персональных данных Д. в течение 3 рабочих дней с даты выявления нарушения.
6 октября 2021г. Артемьев Ю.Н. представил Управлению Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ответ, содержащий отказ в исполнении требований на том основании, что персональные данные судьи Д. были взяты Артемьевым Ю.Н. из открытых источников.
Мировой судья, прекращая производство по делу, сослался на то, что при составлении протокола об административном правонарушении административный орган не проверил доводы Артемьева Ю.Н. о своей невиновности, а приведенные в протоколе об административном правонарушении положения ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ, посчитал противоречащим презумпции невиновности, установленной ч. 2-4 ст. 1.5 КоАП РФ.
Судья городского суда не проверил законность и обоснованность выводов мирового судьи, отменил постановление мирового судьи. Прекращая производство по делу, сослался на истечение срока давности привлечения Артемьева Ю.Н. к административной ответственности по ч.5 ст. 13.11 КоАП РФ, установленного, по мнению судьи городского суда, ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ сроком три месяца. Также сослался на протокол об административном правонарушении от 10 ноября 2021г, указав, что совершение административного правонарушения имело место 11 августа 2021г.
С выводами судьи городского суда нет оснований согласиться.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ определен иной срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел - 1 год. Дата совершения административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении установлена иная, 15 октября 2021г.
Такое рассмотрение дела в порядке ст. 30.6 КоАП РФ не соответствует требованиям ст. 24.1 КоАП РФ о задачах рассмотрения дела, свидетельствует о незаконности решения городского суда.
Учитывая изложенное, положения п.4 ч.1 ст. 30.17 КоАП РФ, обжалуемое решение подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение тому же городскому суду.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Иркутской области Дроздова А.И. удовлетворить.
Решение Братского городского суда Иркутской области от 15 марта 2022г. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение тому же городскому суду.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.