Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия "Яровский теплоэлектрокомплекс" (МУП "ЯТЭК") Белоуско С.Ю. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора от 19 января 2022 г. N 16-25972-21/юл, решение судьи Яровского районного суда Алтайского края от 28 марта 2022 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 01 июня 2022 г., вынесенные в отношении МУП "ЯТЭК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора от 19 января 2022 г. N 16-25972-21/юл, МУП "ЯТЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Яровского районного суда Алтайского края от 28 марта 2022 г, оставленным без изменения и решением судьи Алтайского краевого суда от 01 июня 2022 г, постановление изменено, на основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер назначенного наказания снижен до 200000 рублей.
В жалобе директор МУП "ЯТЭК" Белоуско С.Ю. просит указанные выше акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Из материалов дела следует, что МУП "ЯТЭК" в срок до 20 ноября 2021 года не выполнило законное предписание должностных лиц Сибирского Управления Ростехнадзора от 20 августа 2021 года N П16-342-24-21, в котором предприятию было предложено устранить следующие нарушения:
- опасные производственные объекты (далее - ОПО) не зарегистрированы в государственном реестре в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 (пункт 1);
- при изменении адреса местонахождения МУП "ЯТЭК" не выполнены требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (лицензия N ВХ-63-002468 от 22 августа 2014 г. на осуществление деятельности "Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности");
- не заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (пункт 3);
- нарушена периодичность планового капитального ремонта котла БКЗ-75-39фб ст. N 10 (пункт 6);
- не разработаны проекты (программы) проведения работ и технологические регламенты (процессы, инструкции, карты) по ремонту БКЗ-75-39фб ст. N 9, в числе прочего включающие: ремонтные схемы оборудования под давлением с указанием подлежащих ремонту или замене элементов, мест установки заглушек и их характеристик (диаметр, толщина, длина (протяженность), материал), мест установки замков на приводах бесфланцевой арматуры; организационные мероприятия, определяющие требования к процессам подготовки оборудования к ремонту, проведения и завершения ремонта оборудования под давлением, в том числе к организации безопасного производства работ в условиях действующего ОПО и работ повышенной опасности, к допуску для выполнения ремонтных работ работников эксплуатирующей и (или) специализированной организации (в случае ее привлечения в соответствии с требованиями главы III ФНП), а также к распределению полномочий, ответственности и порядку взаимодействия работников организаций при выполнении работ по ремонту оборудования под давлением в соответствии с распорядительными документами эксплуатирующей организации; технологию выполнения ремонтных работ, перечень необходимых для их производства материалов, машин и оборудования, инструментов и оснастки, а также последовательность проведения технологических операций, установленные технологическими регламентами (процессами, инструкциями, картами) на ремонт оборудования под давлением, разработанными в соответствии с указаниями руководства (инструкции) по эксплуатации оборудования под давлением и ФНП; перечень случаев возникновения условий, не обеспечивающих безопасное выполнение работ по ремонту, когда необходимо приостановить или прекратить выполнение работ, составленный на основании результатов анализа рисков и критериев опасности оборудования под давлением.
Котел БКЗ-75-39фб ст. N 9 с июня 2021 года выведен в ремонт, согласно плану графика проведения ремонта оборудования, зданий и сооружений МУП "ЯТЭК" на 2021 года срок окончания ремонта - август 2019 года, ремонт котла не завершен (пункт 10);
- не разработаны проекты (программы) проведения работ и технологические регламенты (процессы, инструкции, карты) по ремонту БКЗ-50-39ф ст. N 7, в числе прочего включающие: ремонтные схемы оборудования под давлением с указанием подлежащих ремонту или замене элементов, мест установки заглушек и их характеристик (диаметр, толщина, длина (протяженность), материал), мест установки замков на приводах бесфланцевой арматуры; организационные мероприятия, определяющие требования к процессам подготовки оборудования к ремонту, проведения и завершения ремонта оборудования под давлением, в том числе к организации безопасного производства работ в условиях действующего ОПО и работ повышенной опасности, к допуску для выполнения ремонтных работ работников эксплуатирующей и (или) специализированной организации (в случае ее привлечения в соответствии с требованиями главы III ФНП), а также к распределению полномочий, ответственности и порядку взаимодействия работников организаций при выполнении работ по ремонту оборудования под давлением в соответствии с распорядительными документами эксплуатирующей организации; технологию выполнения ремонтных работ, перечень необходимых для их производства материалов, машин и оборудования, инструментов и оснастки, а также последовательность проведения технологических операций, установленные технологическими регламентами (процессами, инструкциями, картами) на ремонт оборудования под давлением, разработанными в соответствии с указаниями руководства (инструкции) по эксплуатации оборудования под давлением и ФНП; перечень случаев возникновения условий, не обеспечивающих безопасное выполнение работ по ремонту, когда необходимо приостановить или прекратить выполнение работ, составленный на основании результатов анализа рисков и критериев опасности оборудования под давлением. Котлу БКЗ-50-39ф ст. N 7 с марта по май 2021 г. проведен текущий ремонт, согласно плану графика проведения ремонта оборудования, зданий и сооружений МУП "ЯТЭК" на 2021 год (пункт 11);
- отсутствует итоговая документация по результатам проведения текущего ремонта котла ст. N 7 БКЗ 50-39ф, с марта по май 2021 года, включающая: документы по результатам контроля качества работ, выполненного согласно настоящим ФНП; ремонтные рабочие чертежи и формуляры, при необходимости содержащие сведения о последовательности, датах выполнения работ и ответственных операций, о рабочих, их выполнявших (пункт 12);
- не проведена экспертиза промышленной безопасности котла БКЗ-50-39ф ст. N 7 после проведения восстановительных ремонтов после инцидентов, в результате которых было повреждено оборудование под давлением. Актами технического расследования причин инцидента на опасном производственном объекте, от 17 декабря 2019 года, от 11 февраля 2020 года и 10 января 2021 года установлено, что, на котле происходили инциденты (повреждения поверхностей), после которых котел остановили (пункт 13);
- не проведена экспертиза промышленной безопасности котла БКЗ-75-39ф ст. N 9 после проведения восстановительного ремонта после инцидентов, в результате которых повреждено оборудование под давлением. Из журнала дефектов котельного оборудования установлено, что 15 октября 2018 г, 14 декабря 2018 года, 31 января, 6 марта, 13 апреля, 13 мая 2019 года на котле происходили инциденты (повреждения поверхностей), после которых котел остановили (пункт 14);
- не проведена экспертиза промышленной безопасности котла БКЗ-75-39ф ст. N 10 после проведения восстановительного ремонта после инцидентов, в результате которых было повреждено оборудование под давлением. Из журнала дефектов котельного оборудования установлено, что 27 сентября 2018 года, 3 января 2019 года на котле происходили инциденты (повреждения поверхностей), после которых котел остановили (пункт 15);
- не проведена экспертиза промышленной безопасности главного паропровода котла ст. N 10 уч. N 632 по истечении срока службы, установленного заключением экспертизы промышленной безопасности peг. N 63-ТУ-02435-2007. В заключении экспертизы промышленной безопасности сказано (в заключительной части) - разрешается эксплуатация трубопровода сроком на 50000 часов (но не более 150 пусков). Согласно представленной справке на 18.08.2021 паропровод превысил разрешенное количество пусков. С 01 января 2007 года по 18 августа 2021 был пущен в эксплуатацию 168 раз (пункт 16);
- котел ст. N 7 БКЗ 50-39Ф после капитального ремонта в 2020 году, связанного с заменой основных элементов (замена труб экранов (поверхностей нагрева), пароперегревателя 1-2-ой ступени), был введен в эксплуатацию без результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимой комиссией с участием уполномоченного представителя Ростехнадзора (пункт 25);
- котел ст. N 9 БКЗ 75-39фб после капитального ремонта в 2020 году, связанного с заменой основных элементов (замена пароперегревателя 1-2-ой ступени), был введен в эксплуатацию без результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимой комиссией с участием уполномоченного представителя Ростехнадзора (пункт 26);
- отсутствует оценка (подтверждение) соответствия требованиям ТР ТС 032/2013 на элементы оборудования (сборочные единицы) котла - поверхности нагрева, пароперегреватели 1-2-ой ступени, установленные на котел ст. N 7 БКЗ 50-39Ф при капитальном ремонте в 2020 году (пункт 27);
- отсутствуют паспорт (свидетельство об изготовлении) и иная техническая документация организации-изготовителя на элементы оборудования (сборочные единицы) котла - поверхности нагрева, пароперегреватели 1-2-ой ступени, установленные на котел БКЗ 50-39Ф ст. N 7 при капитальном ремонте в 2020 году, изготовленные на территории МУП "ЯТЭК" (пункт 28);
- в итоговой документации по результатам проведения капитального ремонта котла БКЗ 50-39ф ст. N 7 в 2020 году, отсутствуют рабочие чертежи, на которых указаны: типы сварных соединений и способы их выполнения; виды обработки сварных швов после сварки; методы и нормы контроля сварных соединений (места, подлежащие контролю или проверке); допускаемые отклонения от номинальных размеров (пункт 29);
- отсутствует оценка (подтверждение) соответствия требованиям ТР ТС 032/2013 на элементы оборудования (сборочные единицы) котла - пароперегреватели 1-2-ой ступени, устанавливаемые на котел ст. N 9 БКЗ 75-39Ф при капитальном ремонте в 2020 году (пункт 30);
- отсутствуют паспорт (свидетельства об изготовлении) и иная техническая документация организации-изготовителя на элементы оборудования (сборочные единицы) котла - пароперегреватели 1-2-ой ступени, установленные на котел ст. N 9 БКЗ 75-39Ф при капитальном ремонте в 2020 году, изготовленные на территории МУП "ЯТЭК" (пункт 31);
- в итоговой документации по результатам проведения капитального ремонта котла БКЗ 50-39ф ст. N 7 в 2020 году отсутствуют рабочие чертежи, на которых указаны: типы сварных соединений и способы их выполнения; виды обработки сварных швов после сварки; методы и нормы контроля сварных соединений (места, подлежащие контролю или проверке); допускаемые отклонения от номинальных размеров (пункт 32);
- в итоговой документации по результатам проведения капитального ремонта котла БКЗ 75-39фб ст. N 9 в 2020 году отсутствуют рабочие чертежи, на которых указаны: типы сварных соединений и способы их выполнения; виды обработки сварных швов после сварки; методы и нормы контроля сварных соединений (места, подлежащие контролю или проверке); допускаемые отклонения от номинальных размеров (пункт 35);
- по результатам проведения экспертизы промышленной безопасности peг. N 63-ТУ- 36014-2020 от 02 сентября 2020 года на техническое устройство - сепаратор непрерывной продувки N 3 (peг. N 3987, зав. N 851), установлено, что объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии выполнения соответствующих мероприятий. Не выполнено следующее мероприятие: не смонтирован патрубок для отвода конденсата (пункт 37);
- отсутствуют производственные инструкции на следующие системы трубопроводов и оборудования: систему паропроводов 39ата; систему паропроводов 13ата; систему паропроводов бата; схему теплофикационной установки в частности, должны быть регламентирующие: трубопровод (система трубопровода) и входящее в его состав оборудование (при наличии), на которые распространяется инструкция, назначение с описанием состава схемы трубопровода; обязанности персонала во время дежурства (смены) по наблюдению и контролю за работой трубопровода и входящего в его состав оборудования; порядок, сроки и способы проверки контрольно-измерительных приборов, арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации; порядок подготовки трубопровода к пуску в работу (заполнение, прогрев), пуска в работу (подключения) и остановки (отключения) трубопровода; меры безопасности при выводе оборудования в ремонт, слив рабочей среды; случаи, требующие немедленной остановки трубопровода и работающего совместно с ним оборудования, а также другие, обусловленные спецификой схемы. Порядок аварийной остановки и снижения давления до атмосферного устанавливают в зависимости от конкретной схемы и особенностей технологического процесса; порядок действия персонала в случае аварии или инцидента; порядок ведения сменного (оперативного) журнала и/или иных установленных в эксплуатирующей организации форм документации, в которых фиксируются оформление приема и сдачи смены (дежурства), результаты контроля режимов работы, осмотров оборудования и проверок манометров, предохранительных и иных устройств, проводимых персоналом, проверка записей персонала лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода) (пункт 42);
- обмуровка топки котла БКЗ-50-39Ф ст. N 7 в не исправном состоянии (не обеспечена плотность). Наблюдается выход уходящих газов с потолочной части котла, конвективной шахты, а также наблюдается выброс пылевоздушной смеси через смотровые окна пылевых горелок. Меры к выводу котла из эксплуатации для проведения ремонта не приняты (пункт 46);
- частично отсутствует тепловая изоляция на редукционно-охладительном устройстве РОУ39/6 peг. (уч.) N 630 (пункт 47);
- частично отсутствует тепловая изоляция на редуцирующем устройстве РУ6/1, 2 peг. (уч.) N 641 (пункт 48);
- регулирующий клапан редуцирующего устройства РУ 6/1, 2 peг. (уч.) N 641 не исправен (шток, соединяющий привод арматуры с затворным механизмом оборван) (пункт 50);
- не исправны все обдувочные аппараты ОП-5 (всего 3 шт.) котла БКЗ-50-39ф ст. N 7 (пункт 54);
- отсутствуют руководство (инструкция) по эксплуатации котла ст. N 7 БКЗ 50-39Ф (пункт 55);
- не проведена ультразвуковая дефектоскопия сварных швов металлоконструкций каркаса котла БКЗ-75-39Ф ст. N 9 после проведенного ремонта с применением сварки в октябре-ноябре 2018 года, в соответствии с п. 5.2.2, ТУ 34-38-20188-94 (пункт 56);
- не проведена ультразвуковая дефектоскопия сварных швов металлоконструкций каркаса котла БКЗ-75-39Ф ст. N 10, после проведенного ремонта с применением сварки в октябре-ноябре 2018 года, в соответствии с п. 5.2.2. ТУ 34-38-20188-94 (пункт 57);
- не проведена режимная наладка котлов БКЗ-50-39ф ст. N 7 и БКЗ-75-39Ф ст. NN 9, 10 (далее котлы) с составлением отчетов и новых режимных карт в связи с изменением качества топлива (пункт 58);
- не обеспечено проведение работ по техническому диагностированию главного парового коллектора 3-й очереди peг. N 635 (пункт 59);
- не обеспечено проведение работ по техническому диагностированию главного паропровода турбогенератора N 7 per. N 636 (пункт 60);
- не обеспечено проведение работ по техническому диагностированию главного паропровода котла N 9, per. N 741 per. N 741 (пункт 61);
- здание главного корпуса ТЭЦ эксплуатируется (применяется) без выполнения соответствующих мероприятий в отношении здания, указанных в заключениях экспертиз промышленной безопасности (статусы "ограниченная"), при (после) выполнении которых, в процессе применения, здание будет соответствовать требованиям промышленной безопасности (пункт 62);
- не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности сооружения эстакады для слива мазута из ж/д цистерн по истечении срока безопасной эксплуатации, установленного заключением экспертизы 63-3C-14879-2016 - не позднее июля 2021 года (пункт 70);
- в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение ОПО "Площадка хранения мазутного топлива" III класса опасности и расположенного по адресу: 658837, "адрес" шифр 30-10/2020. В документации шифр 30-10/2020 обосновано техническое решение применения шестеренчатых насосов для нагнетания горючих жидкостей (пункт 71);
- не проводится инструментальная проверка на эффективность работы систем вентиляции, определенная инструкцией по эксплуатации и обслуживанию вентиляции N 76М, (дополнения, утвержденные 21 августа 2019 года) (пункт 72).
Таким образом, МУП "ЯТЭК" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность предприятия подтверждены: протоколом об административном правонарушении; копиями акта проверки и предписания от 20 августа 2021 г. N П16-342-24-21 и иными доказательствами, которые получили надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о виновности МУП "ЯТЭК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Положения ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств позволяет прийти к выводу о том, что МУП "ЯТЭК" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении в отношении МУП "ЯТЭК" протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, нарушены не были.
О времени и месте составления протокола, назначенного на 13 час. 30 мин. 17 декабря 2021 г, предприятие было извещено надлежащим образом, что подтверждается подписью директора МУП "ЯТЭК" Белоуско С.Ю. в соответствующем уведомлении, полученном им 13 декабря 2021 г. (л.д. 96 адм. материала N 16-25972-21/юл).
Однако, на составление протокола законный представитель и (или) защитник предприятия не явились, ходатайство об отложении времени составления протокола об административном правонарушении, оставлено без удовлетворения по основаниям, приведенным в определении от 15 декабря 2021 г, приобщенном к административному материалу N 16-25972-21/юл. Законность выводов должностного лица об отсутствии поводов для удовлетворения ходатайства, сомнений не вызывает.
Таким образом, должностным лицом, составившим 17 декабря 2021 г. протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя и (или) защитника МУП "ЯТЭК", положения ст. 28.2 КоАП РФ нарушены не были.
Копия протокола была направлена в адрес предприятия и получена адресатом 23 декабря 2021 г. (л.д. 115-116 материала N 16-25972-21/юл).
О времени и месте рассмотрения дела, назначенного должностным лицом на 19 января 2022 г, МУП "ЯТЭК" было извещено надлежащим образом, что подтверждается соответствующими определением, телеграммой и отчетом об отслеживании почтового отправления N, направленного по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (Алтайский край, г. Яровое, ул. Пушкина, д. 2А), и полученного адресатом 15 января 2022 г. (л.д. 117-121 материала N 16-25972-21/юл)
В назначенное время на рассмотрение дела законный представитель и (или) защитник предприятия не явились.
В удовлетворении ходатайства защитника об отложении времени рассмотрения дела должностным лицом правомерно отказано по основаниям, указанным в определении, вынесенном в соответствии с требованиями ст. 24.4 КоАП РФ, с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется (л.д. 122-123, 130 адм. материала N 16-25972-21/юл).
Приведенные выше обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя и (или) защитника МУП "ЯТЭК", положения ст. 25.1 КоАП РФ были соблюдены.
Вопреки доводам жалобы, поданные предприятием ходатайства о снятии с контроля части пунктов предписания, были рассмотрены заместителем руководителя Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО6, которым 23 ноября 2021 г. на ходатайства дан ответ в письме с исх. N 342-6266, копия которого приобщена к административному материала N 16-25972-21/юл.
Поводов не согласиться с изложенными в указанном письме выводами должностного лица, отклонившего доводы законного представителя предприятия, не имеется.
Какие-либо аргументы, опровергающие обоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности МУП "ЯТЭК" в совершении вмененного ему административного правонарушения, в жалобе не приведены.
Доводы, заявителя о невозможности исполнения пунктов 17, 18, 25, 26 предписания, аналогичны доводам, которые были предметом проверки на предыдущей стадии рассмотрения данного дела и правомерно отклонены, по основаниям, указанным в судебном решении, с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводам жалоб дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора от 19 января 2022 г. N 16-25972-21/юл, решение судьи Яровского районного суда Алтайского края от 28 марта 2022 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 01 июня 2022 г, вынесенные в отношении МУП "ЯТЭК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу директора муниципального унитарного предприятия "Яровский теплоэлектрокомплекс" Белоуско С.Ю. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.