Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Азовского немецкого национального района Омской области, поданной через суд первой инстанции 16 мая 2022 года, на решение Азовского районного суда Омской области от 6 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 17 ноября 2021 года по административному делу N 2а-512/2021 по административному исковому заявлению прокурора Азовского немецкого национального района Омской области к администрации Азовского немецкого национального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Азовского немецкого национального района Омской области в части непринятия мер по разработке проектно-сметной документации на объект "Строительство водопроводной сети для обеспечения 57 участков в с. Березовка Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, обязании администрации Азовского немецкого национального района Омской области разработать проектно-сметную документацию на объект "Строительство водопроводной сети для обеспечения 57 участков в с. Березовка Азовского немецкого национального района Омской области.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Азовского немецкого национального района Омской области обратился в Азовский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к администрации Азовского немецкого национального района Омской области, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Азовского немецкого национального района Омской области в части непринятия мер по разработке проектно-сметной документации на объект "Строительство водопроводной сети для обеспечения 57 участков в с. Березовка Азовского немецкого национального муниципального района Омской области; обязать администрацию Азовского немецкого национального района Омской области разработать проектно-сметную документацию на объект "Строительство водопроводной сети для обеспечения 57 участков в с. Березовка Азовского немецкого национального района Омской области.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Азовского немецкого национального района Омской области требований законодательства в сфере водоснабжения, в ходе которой установлено, что в с. Березовка улицы Чехова, Маяковского и Есенина не подключены к централизованным сетям водоснабжения.
Решением Азовского районного суда Омской области от 6 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Омского областного суда от 17 ноября 2021 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Азовского немецкого национального района Омской области в части непринятия мер по разработке проектно-сметной документации на объект "Строительство водопроводной сети для обеспечения 57 участков в с. Березовка Азовского немецкого национального муниципального района Омской области"; на администрацию Азовского немецкого национального района Омской области возложена обязанность разработать проектно-сметную документацию на объект "Строительство водопроводной сети для обеспечения 57 участков в с. Березовка Азовского немецкого национального муниципального района Омской области".
В кассационной жалобе администрация Азовского немецкого национального района Омской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального права.
Считает, что административный истец пропустил трехмесячный срок на обращение в суд с настоящими требованиями, поскольку об отсутствии водоснабжения в с. Березовка прокурору стало известно в 2018 году.
Полагает, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о бездействии администрации Азовского немецкого национального района Омской области при этом все зависящие меры были приняты административным ответчиком, в том числе меры по изысканию бюджетных средств на устранение нарушений.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Омской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Азовского немецкого национального района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере водоснабжения в деятельности Азовского немецкого национального района Омской области, в ходе которой выявлено, что в с. Березовка улицы Чехова, Маяковского и Есенина не подключены к централизованным сетям водоснабжения.
25 января 2021 года прокуратурой района в адрес главы администрации Азовского немецкого национального района Омской области было внесено представление об устранении нарушений в сфере водоснабжения, однако меры прокурорского реагирования положительного результата не имели.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт имеющейся водонапорной башни или установки новой насосной станции, а также по разработке проектно-сметной документации на строительство сетей водоснабжения и водоотведения, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе граждан пенсионного возраста и несовершеннолетних лиц в части получения надлежащей услуги водоснабжения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения среди прочих относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека, как важнейших социально-правовых ценностей.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416 "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" объектом централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения - является инженерное сооружение, входящее в состав центральной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт имеющейся водонапорной башни или установки новой насосной станции, а также по разработке проектно-сметной документации на строительство сетей водоснабжения и водоотведения лежат на муниципальном образовании Азовский немецкий национальный район Омской области, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении таких объектов, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего административного иска доказано неисполнение административным ответчиком обязанности, возложенной на него действующим законодательством.
Учитывая предоставленную в дело информацию администрации района о том, что для подключения улиц с. Березовка к централизованным сетям водоснабжения необходимо разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт имеющейся водонапорной башни или установки новой насосной станции, а также разработать проектно-сметную документацию на строительство сетей водоснабжения и водоотведения - на объект "Строительство водопроводной сети для обеспечения 57 участков в с. Березовка Азовского немецкого национального муниципального района Омской области", судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно возложили на административного ответчика исполнение соответствующих обязанностей.
Довод кассатора о пропуске административным истцом установленного законом срока для обращения в суд, мотивированный тем, что о факте отсутствия водоснабжения в с. Березовка прокурору Азовского немецкого национального района было известно с марта 2018 года, несостоятелен и опровергается материалами дела.
Утверждения кассатора об отсутствии оспариваемого бездействия со стороны административного ответчика безосновательны, поскольку что судами установлено и документально подтверждено, что со дня поступления в администрацию района в марте 2018 года обращения жителей с. Березовка об организации водоснабжения административным ответчиком никаких мер не предпринято, в том числе и в части выполнения расчета суммы затрат, необходимых для разработки проекта.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, не подтверждают нарушения судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Все доводы кассационной жалобы аналогичны позиции и доводам в судах первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о несогласии административного ответчика с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
При таких данных, приведенные выше оспариваемые решение районного суда и апелляционное определение сомнений в их законности с учетом доводов кассационных жалоб не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Азовского районного суда Омской области от 6 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.