Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления имущественных отношений Алтайского края, поданной через суд первой инстанции 18 мая 2022 года, на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 18 января 2022 года по административному делу N 2а-3178/2021 по административному исковому заявлению Жуковой Анастасии Александровны к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решений незаконными.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Управления имущественных отношений Алтайского края Паутовой Е.Д, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Жукова А.А. обратилась в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края, в котором просила признать незаконными решение Управления имущественных отношений Алтайского края от 20 апреля 2021 года N об отказе в предоставлении в собственность без торгов земельного участка и распоряжение от 1 апреля 2021 года N об отмене ранее принятого решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; возложить обязанность на Управление имущественных отношений Алтайского края повторно рассмотреть ее заявление от 22 марта 2021 года N в установленном законом порядке.
В обоснование требований указала, что оспариваемые решения административного ответчика являются немотивированными. У Управления имущественных отношений Алтайского края отсутствует право на отмену ранее принятого решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Спорный участок располагается среди земельных участков, в отношении которых уже осуществлен государственный кадастровый учет, какие-либо ограничения по его использованию отсутствуют. Сам по себе факт неустановления красных линий в районе расположения образованного земельного участка не является препятствием для предоставления его в собственность.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 18 января 2022 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края от 20 апреля 2021 года N об отказе в предоставлении в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка; признано незаконным распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 1 апреля 2021 года N об отмене распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 2 марта 2021 года N; на Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Жуковой А.А. от 22 марта 2021 года N в установленном законом порядке. С Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу Жуковой А.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Управление имущественных отношений Алтайского края ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Приводя доводы апелляционной жалобы, настаивает на отсутствии возможности формирования земельного участка ввиду неустановления красных линий, иное приведет к хаотичной застройке и созданию рисков пожарных ситуаций по причине несоблюдения требований к противопожарным разрывам, что будет препятствовать рациональному использованию земель. Наличие неспроектированных в установленном порядке дорог не свидетельствует о доступе к участку с территории общего пользования. Настаивает, что судом не учтена сложившаяся судебная практика по аналогичным делам. Вопрос о нахождении земельного участка на кадастровом учете не разрешен, однако судом необоснованно отклонено ходатайство административного ответчика о приостановлении рассмотрения дела до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края по заявлению Алтайкрайимущества к Управлению Росреестра по Алтайскому краю об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета.
Признание решения Алтайкрайимущества незаконным не приведет к восстановлению нарушенного права административного истца. На момент принятия оспариваемого решения красные линии и границы территорий общего пользования на спорной территории определены не были, что свидетельствует об отсутствии доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к земельному участку.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Жукова А.А. относится к категории граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
1 февраля 2021 года Жукова А. А. обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, общей площадью 1500 кв.м, кадастровый квартал N, расположенного по адресу: "адрес", согласно приложенной схеме для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 2 марта 2021 года N Жуковой А.А. предварительно согласовано предоставление в собственность без торгов названного земельного участка, на заявителя возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ и осуществить государственный кадастровый учет образуемого земельного участка.
18 марта 2021 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.
22 марта 2021 года Жукова А.А. обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предоставлении в собственность без торгов указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 1 апреля 2021 года N распоряжение от 2 марта 2021 года N было отменено.
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края от 20 апреля 2021 года N заявителю в предоставлении в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказано. Отказ мотивирован тем, что по информации Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула красные линии в районе расположения образуемого земельного участка не установлены, определить границы территории общего пользования не представляется возможным, к земельному участку отсутствует доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), что влечет в соответствии с положениями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (далее - Закон Алтайского края N 98-ЗС) отказ в предоставлении в собственность без торгов земельного участка.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения действующему законодательству не соответствуют и нарушают права административного истца, поскольку выводы административного ответчика об отсутствии доступа к испрашиваемому земельному участку не нашли своего подтверждения, кроме того, Жуковой А.А. пройдены все стадии, необходимые для предоставления участка в собственность, а на заключительном этапе уполномоченным органом было принято спорное решение об отказе.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем судами не принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 указанного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, которой в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19); в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (пункт 20); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель (пункт 21).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, что установлено статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя в соответствии с положениями части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 43 указанного Кодекса красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как видно из материалов дела, основанием для отмены распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 1 апреля 2021 года N о предварительном согласовании представления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а равно основанием для отказа предоставлении земельного участка на основании заявления Жуковой А.А, послужило наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку схема разработана с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам, красные линии в районе расположения образуемого земельного участка не утверждены.
Действительно, из материалов дела следует, что в соответствии с Генеральным планом города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской думы от 30 августа 2019 года N, испрашиваемый земельный участок находится в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Согласно Карте градостроительного зонирования, утвержденной в приложении N к Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. При этом в составе указанных документов территориального планирования красные линии, определяющие расположение мест общего пользования, в том числе дорог и проездов, не устанавливались и не утверждались. Отсутствуют также красные линии, определяющие расположение мест общего пользования на испрашиваемой территории в составе Проекта планировки улично - дорожной сети, утвержденного постановлением администрации г..Барнаула от 6 сентября 2019 года N.
Соответственно, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также формирование земельного участка до утверждения актов территориального планирования, устанавливающих красные линии, обозначающие расположение мест общего пользования в отношении незастроенной территории, свидетельствует о незаконности распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 2 марта 2021 года N. В связи с изложенным отмена указанного распоряжения органом, его принявшим, о чем вынесено распоряжение от 1 апреля 2021 года N, соответствует требованиям статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и полномочиям, установленным статьей 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 г..N 102-ЗС "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края", оснований для признания указанного распоряжения от 2 марта 2021 года Nнезаконным не имелось.
Следовательно, правомерным также является отказ в предоставлении Жуковой А.А. в собственность бесплатно земельного участка по основаниям, изложенным в оспариваемом решении Алтайкрайимущества от 20 апреля 2021 года N, выводы суда о наличии проездов к земельному участку со всех сторон через свободные территории по самостоятельно накатанным дорогам, а равно указание на то, что в ближайшее время в целях утверждения красных линий будет утвержден проект межевания территории, не могут быть признаны законными и обоснованными, указанные выводы постановлены на основе неправильного применения норм материального права применительно к оценке обстоятельств настоящего административного дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, выводы судов о незаконности оспариваемых актов Управления имущественных отношений Алтайского края постановлены на основе неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, что является основанием для их отмены и принятия нового судебного акта.
При этом, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", принимая во внимание, что отмена ранее принятого решения органом государственной власти направлена на устранение нарушений требований градостроительного и земельного законодательства, упорядочение правового регулирования земельных правоотношений по предоставлению и распоряжению земельными участками, в том числе в порядке, установленном Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", поскольку разрешение вопроса о предоставлении земельного участка в целях жилищного строительства на незастроенной территории при отсутствии документации по планировке территории, определяющей элементы планировочной структуры, препятствует установлению границ земельных участков и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, не отвечает принципам устойчивого развития территории, оспариваемые решения органа государственной власти не влекут нарушение прав административного истца на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, не ухудшают правового положения других лиц, имеются основания для принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 18 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Жуковой А.А.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.