Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний, поданной через суд первой инстанции 28 апреля 2022 года, на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2021 года по административному делу N 2а-261/2021 по административному исковому заявлению Иванова Сергея Сергеевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Иванов С.С. обратился в Заиграевский районный суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", с учетом уточнения требований просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении его горячим водоснабжением в период содержания в данном исправительном учреждении; взыскать с ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в размере 217 852 руб. (из расчета 214 руб. за каждый из 1018 дней содержания), судебные расходы по уплате государственной пошлины 300 руб, почтовые расходы 356 руб.
В обоснование требований указал, что с 9 апреля 2018 года он отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Бытовые условия в исправительном учреждении не отвечают установленным правилам. В колонии отсутствует горячее водоснабжение, в камерах имеется только холодная вода, что создает сложности для поддержания личной гигиены. Ненадлежащими условиями содержания нарушено его право на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на охрану здоровья.
Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 июля 2021 года требования административного истца удовлетворены частично, признаны незаконными и нарушающими права осужденного Иванова С.С, действия (бездействие) администрации Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Иванова С.С. горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный; с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказания России в пользу Иванова С.С. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 7000 руб. и судебные расходы в размере 636 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2021 года решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 июля 2021 года изменено в части размера подлежащей взысканию компенсации, с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказания России в пользу Иванова С.С. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 25 000 рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 26 января 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2021 года разъяснено путем указания в резолютивной части на взыскание с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Иванова С.С. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с указанием суммы в размере 25 000 рублей.
В кассационной жалобе Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральная служба исполнения наказаний ставит вопрос об отмене решения Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 июля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2021 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального права.
Считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца частично, необоснованно не указал, какие именно санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования нарушены исправительным учреждением. Судами не учтено, что отсутствие горячего водоснабжения в исправительном учреждении обусловлено отсутствием централизованного водоснабжения в Эльбанском городском поселении. Имеющаяся в учреждении газовая котельная предназначена для обеспечения горячей водой только в летний период и не введена в эксплуатацию. Вместе с тем одновременное использование открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) и внутренних сетей горячего водоснабжения от газовой котельной невозможно. Для подачи горячей воды в систему горячего водоснабжения необходимо перекрыть систему теплоснабжения, что в зимний период недопустимо. Кроме того, судами не установлено наступление каких-либо негативных последствий для административного истца, связанных с отсутствием горячего водоснабжения.
Считает, что взысканная судами компенсация за нарушение условий содержания является необоснованной, поскольку не доказан факт нарушения условий содержания административного истца. Размер компенсации не соответствует принципам разумности, справедливости и судебной практике по иным схожим делам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Иванов С.С. с 9 апреля 2018 года по настоящее время отбывает уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Исправительное учреждение находится в п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края, введена в эксплуатацию 27 декабря 2012 года как "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4".
Рабочая документация данного объекта утверждена в 1994 году в соответствии с Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России.
Как следует из указанной документации, в ИК-6 предусмотрен только водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме.
В камерах, где находятся осужденные, централизованное горячее водоснабжение отсутствует.
Для обеспечения колонии горячей водой в летний период построена газовая котельная, однако с 2012 года до настоящего времени она находится в нерабочем состоянии.
В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю электрическими бойлерами оснащены только душевые. В камерах разрешается пользоваться кипятильниками, однако их необходимо приобретать самим осужденным.
Удовлетворяя требования административного истца частично, суд первой инстанции исходил из того, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении условий содержания, не позволяющим осужденному поддерживать стандарты гигиены, что свидетельствует о содержании осужденного в ненадлежащих условиях и влечёт необходимость взыскания в его пользу соответствующей компенсации.
Определяя размер компенсации, суд первой инстанции, исходя из характера допущенного нарушения, периода нарушения, а также того, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю принимались меры, направленные на устранение имеющихся недостатков, и организацию горячего водоснабжения по временным схемам, руководствуясь принципами разумности и справедливости, пришел к выводу, что требуемая административным истцом сумма компенсации в размере 217 852 рублей является чрезмерной, определив размер компенсации подлежащей взысканию равным 7 000 руб.
На основании статьей 103, 106, 111 Кодекса административного судопроизводства суд первой инстанции взыскал в пользу Иванова С.С. судебные расходы в размере 636 руб.
Изменяя решения суда первой инстанции в части размера подлежащей взысканию компенсации, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание обстоятельства дела, нахождение Иванова С.С. в указанных условиях содержания до настоящего времени, отсутствие для административного истца каких-либо иных последствий, с учетом требований законодательства Российской Федерации, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости увеличения подлежащей взысканию в пользу Иванова С.С. компенсации за ненадлежащие условия содержания до 25 000 руб. В остальной части суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Пунктами 20.1 и 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 130-дсп, определено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками.
Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Учитывая вышеприведенное регулирование, фактические обстоятельства настоящего дела, выводы судов о нарушении права заявителя вследствие отсутствия доступа к горячей воде с целью обеспечения личных и бытовых нужд являются обоснованными.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении суды исходили из характера и продолжительности нарушения прав административного истца, обстоятельств, при которых нарушение допущено, последствий этого нарушения, требований разумности и справедливости.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не имеет оснований для иной оценки обстоятельств нарушения прав административного истца и пересмотра судебных актов в части размера взысканной компенсации.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.