Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Сузунского района Новосибирской области, поданной через суд первой инстанции 4 мая 2022 года, на решение Сузунского районного суда Новосибирской области от 3 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 11 января 2022 года по административному делу N 2а-348/2021 по административному исковому заявлению Скутарь Татьяны Сергеевны к администрации Сузунского района Новосибирской области о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Скутарь Т.С. обратилась в Сузунский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением к администрации Сузунского района Новосибирской области, в котором просила признать незаконным постановление администрации Сузунского района Новосибирской области от 9 апреля 2021 года N "Об отказе Скутарь Т.С. в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений".
В обоснование требований указала, что постановлением администрации р.п. Сузун Сузунского района Новосибирской области от 23 июля 2020 года N она и ее семья признаны малоимущими гражданами, имеющими право на получение жилого помещения по договору социального найма в установленном законодательством порядке.
Постановлением администрации Сузунского района Новосибирской области от 9 апреля 2021 года ей отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с неистечением установленного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации 5-летнего срока, с чем она не согласна, поскольку в период с 16 октября 2003 года по 26 февраля 2019 года она была зарегистрирована по месту жительства в квартире своей матери ФИО5 по адресу: "адрес", общей площадью 75, 9 кв.м, при этом фактически с 2004 года и по настоящее время проживает вместе с детьми в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 47, 2 кв.м, была трудоустроена в р.п Сузун. Поскольку ее семья относится к категории "малоимущая многодетная семья", полагает, что в постановке на учет отказано незаконно.
Решением Сузунского районного суда Новосибирской области от 3 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 11 января 2022 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным постановление администрации Сузунского района Новосибирской области от 9 апреля 2021 года N "Об отказе Скутарь Т.С. в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На администрацию Сузунского района Новосибирской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Скутарь Т.С. о принятии на учет ее и ее семьи, состоящей из четырех человек, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В кассационной жалобе администрация Сузунского района Новосибирской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований, указывая на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Настаивает, что административный истец являлась членом семьи собственника двух жилых помещений с 2011 года. Имея в собственности жилое помещение в "адрес", Скутарь Т.С. была зарегистрирована по месту жительства в "адрес" до 26 февраля 2019 года. Непосредственно перед подачей заявления на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Скутарь Т.С. сменила место регистрации по месту жительства, зарегистрировавшись в жилом помещении меньшей площади, принадлежащем ей на праве собственности с 2011 года. Поскольку квартира, в которой Скутарь Т.С. была ранее зарегистрирована, принадлежит на праве собственности ее матери, то прекращение права пользования этим помещением не давало оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении, до ухудшения жилищных условий обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи у административного истца превышала установленную учетную норму.
Относительно доводов кассационной жалобы Скутарь Т.С. принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что постановлением администрации р.п. Сузун Сузунского района Новосибирской области от 23 июля 2020 года N Скутарь Т.С. и ее семья, состоящая из четырех человек, были признаны малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения.
Постановлением администрации Сузунского района от 9 апреля 2021 года N Скутарь Т.С. составом семьи 4 человека отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с неистечением срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из протокола заседания комиссии по жилищным вопроса от 30 марта 2021 года N судами установлено, что фактическим основанием для принятия оспариваемого решения явились выводы административного ответчика о том, что до ухудшения жилищных условий обеспеченность Скутарь Т.С. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышала установленную учетную норму, так как состав семьи Скутарь Т.С. - 5 человек, в её собственности числится жилое помещение, общей площадью 23, 6 кв.м, но до 2019 года она была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 75, 9 кв.м, а в 2019 году, ухудшив свои жилищные условия, сменила место жительства и зарегистрировалась по месту жительства в жилом помещении, площадью 23, 6 кв.м.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что намеренного ухудшения жилищных условий Скутарь Т.С. не было произведено и оснований для применения части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и суммирования площади жилых помещений, принадлежащих матери административного истца для определения её нуждаемости не имелось. С 2017 года административный истец, не являясь членом семьи матери, исходя из учетной нормы и площади жилого помещения по адресу "адрес", состава её семьи, не была обеспечена жилой площадью, потому и ухудшить свои жилищные условия в 2019 году фактом регистрации в этом жилом помещении не могла.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Данное решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Распоряжением администрации Новосибирской области от 23 июня 2005 года N 199-р учетная норма жилого помещения установлена в размере не менее 12 кв.м.
Установив, что с 2017 года Скутарь Т.С. и ее мать не являлись членами одной семьи, на волеизъявление матери о выборе места жительства административный истец повлиять не может, сама она вправе проживать в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, что и реализовала, и регистрация Скутарь Т.С. по месту жительства в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении не может свидетельствовать о намеренном ухудшении ею жилищных условий, суды пришли к обоснованному выводу о том, что администрация Сузунского района Новосибирской области неправомерно отказала ей в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Суд кассационной инстанции не имеет полномочий по иной оценке установленных судом обстоятельств дела и доказательств.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Такая совокупность условий по настоящему делу установлена, в связи с чем судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о незаконности оспариваемого постановления.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы относительно намеренного ухудшения жилищных условий, семейного положения административного истца не подтверждают незаконность оспариваемых решений.
С учетом изложенного, выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Сузунского районного суда Новосибирской области от 3 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 11 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.