Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления имущественных отношений Алтайского края, поданной через суд первой инстанции 23 мая 2022 года, на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 18 января 2022 года по административному делу N 2а-3630/2021 по административному исковому заявлению Загрибельной Светланы Павловны к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решений незаконными.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Управления имущественных отношений Алтайского края Поповой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Загрибельная С.П. обратилась в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края, в котором просила признать незаконными решения Управления имущественных отношений Алтайского края от 20 апреля 2021 года N об отказе в предоставлении в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка, распоряжения от 1 апреля 2021 года N, возложить обязанность на Управление имущественных отношений Алтайского края повторно рассмотреть ее заявление от 22 марта 2021 года N в установленном законом порядке.
В обоснование требований указала на нарушение ее права на бесплатное получение в собственность земельного участка, на незаконность и немотивированность оспариваемых решений, отсутствие у Управления имущественных отношений "адрес" права на отмену ранее принятого решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, несоответствие действительности вывода ответчика об отсутствии доступа к участку. Спорный участок располагается среди земельных участков, в отношении которых уже осуществлен государственный кадастровый учет, какие-либо ограничения по его использованию отсутствуют. Сам по себе факт неустановления красных линий в районе расположения образованного земельного участка не является препятствием для предоставления его в собственность.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 18 января 2022 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края от 20 апреля 2021 года N N об отказе в предоставлении в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка; признано незаконным распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 1 апреля 2021 года N об отмене распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 1 марта 2021 года N; на Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Загрибельной С.П. от 22 марта 2021 года N в установленном законом порядке. С Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу Загрибельной С.П. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Управление имущественных отношений Алтайского края ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об оставлении требований административного истца без удовлетворения, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Приводя доводы апелляционной жалобы, настаивает на невозможности формирования земельного участка ввиду неустановления красных линий, иное приведет к хаотичной застройке и созданию рисков пожарных ситуаций по причине несоблюдения требований к противопожарным разрывам, что будет препятствовать рациональному использованию земель. Наличие неспроектированных в установленном порядке дорог не свидетельствует о доступе к участку с территории общего пользования. Полагает, что судом необоснованно отклонено ходатайство административного ответчика о приостановлении рассмотрения дела до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края. Указывает на отсутствие в настоящее время возможности утвердить схемы и произвести предварительное согласование предоставления в собственность без торгов земельного участка, поскольку постановлением администрации г. Барнаула от 3 декабря 2021 года N "Об утверждении проекта межевания части территории кадастрового квартала N в границах улицы "данные изъяты"" произведено межевание территории, на которой расположен спорный земельный участок.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Загрибельиая С.П. относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
1 февраля 2021 года Загрибельиая С.П. обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, общей площадью 1500 кв.м, кадастровый квартал N, расположенного по адресу: "адрес", участок 66, согласно приложенной схеме для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 1 марта 2021 года N Загрибельной С.П. предварительно согласовано предоставление в собственность без торгов названного земельного участка, на заявителя возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ и осуществить государственный кадастровый учет образуемого земельного участка.
18 марта 2021 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.
22 марта 2021 года Загрибельная С.П. обратилась в Алтайкрайимущество с заявлением о предоставлении в собственность без торгов указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением Алтайкрайимущества от 1 апреля 2021 года N распоряжение от 1 марта 2021 года N отменено.
Решением Алтайкрайимущества от 20 апреля 2021 года N заявителю в предоставлении в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказано со ссылками на то, что по информации Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула красные линии в районе расположения образуемого земельного участка не установлены, определить границы территории общего пользования не представляется возможным, к земельному участку отсутствует доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), что влечет в соответствии с положениями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" отказ в предоставлении в собственность без торгов земельного участка.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения приняты уполномоченным лицом, в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка, а Загрибельная С.П. в силу подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации части 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов. По данным основаниям судебные акты не оспариваются.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения действующему законодательству не соответствуют и нарушают права административного истца, поскольку выводы административного ответчика об отсутствии доступа к испрашиваемому земельному участку не нашли подтверждения, кроме того, Загрибельной С.П. пройдены все стадии, необходимые для предоставления участка в собственность, и лишь на заключительном этапе уполномоченным органом не было оформлено соответствующее решение.
Суд апелляционной инстанции, установив, что в настоящее время красные линии на спорной территории определены и к испрашиваемом участку имеется доступ со стороны улицы Ветеранов (территории общего пользования), позволяющий использовать его для индивидуального жилищного строительства, и, учитывая, что иных оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в решении Управлением имущественных отношений Алтайского края от 20 апреля 2021 года не приведено, согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
В силу пункта 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 названного кодекса.
Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Указанный порядок состоит из подготовки схемы расположения земельного участка, принятия по заявлению гражданина уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечения заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования данного участка, его государственный кадастровый учет (подпункты 1 - 5 пункта 1 названной статьи). После выполнения перечисленных требований на основании заявления заинтересованного гражданина уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность (подпункты 6, 7 упомянутого пункта).
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу подпункта 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края 9 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в случае отсутствия доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку.
По смыслу приведенных норм при формировании земельного участка для цели его предоставления бесплатно без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства обязательным условием является наличие доступа к нему (прохода, проезда), который бы обеспечивал возможность использования участка для цели индивидуального жилищного строительства (последующего проживания в возведенном жилом доме).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, что установлено статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя в соответствии с положениями части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 43 указанного Кодекса красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как видно из материалов дела, основанием для отмены распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 1 марта 2021 года N о предварительном согласовании представления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а равно основанием для отказа в предоставлении земельного участка на основании заявления Загрибельной С.П, послужило наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку схема разработана с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам, красные линии в районе расположения образуемого земельного участка не утверждены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N, спорный земельный участок расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N, испрашиваемый участок относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4).
Актами визуального осмотра земельного участка от 28 августа 2021 года, от 8 сентября 2021 года установлено, что к указанному земельному участку имеется фактический доступ по проложенной специальной техникой накатанной дороге в виде проезда/прохода шириной 20 метров по "адрес" того, к земельному участку имеется фактический доступ со всех сторон через свободные территории общего пользования по самостоятельно накатанным дорогам.
Постановлением администрации г.Барнаула от 3 декабря 2021 года N утвержден проект межевания части территории кадастрового квартала 22:61:021002 в границах "адрес", согласно графической части которого к спорному земельному участку имеется доступ с территории общего пользования со стороны "адрес".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика подтвердил, что в настоящее время красные линии на указанной территории установлены, к испрашиваемом участку имеется доступ с территории общего пользования со стороны "адрес", что подтверждается также представленными Комитетом по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула схемами с нанесением границ земельного участка и красных линий.
Таким образом, учитывая наличие реального доступа к испрашиваемому земельному участку со стороны земель общего пользования, позволяющего использовать таковой для индивидуального жилищного строительства, а также принимая во внимание, что иных оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в оспариваемом решении Управлением имущественных отношений Алтайского края от 20 апреля 2021 года не приведено, судебные инстанции пришли к правильному выводу о признании незаконными оспариваемых решений административного ответчика.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в случае оспаривания решения, которым пересмотрено (отменено, изменено) ранее принятое в отношении гражданина или организации решение, судам необходимо учитывать, что решения, которыми отказано гражданам, организациям в предоставлении права либо в результате которых ограничены их права или незаконно возложены обязанности, а также иным образом ухудшено их положение, могут быть изменены или отменены уполномоченными органами публичной власти, их должностными лицами без каких-либо ограничений при условии, что такие изменение или отмена не нарушают закон и не ухудшают правового положения других лиц. Пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Учитывая приведенное нормативное регулирование и фактические обстоятельства по делу, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по основаниям, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно отклонены, отмены оспариваемых судебных актов не влекут.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 18 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.