Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации города Рубцовска Алтайского края, поданной через суд первой инстанции 23 мая 2022 года, на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 3 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 ноября 2021 года по административному делу N 2а-64/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Рубцовска в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации города Рубцовска Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Рубцовска, действующий в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в Рубцовский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением к администрации города Рубцовска Алтайского края, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г. Рубцовска Алтайского края по содержанию городского кладбища, выразившееся в непринятии мер по сбору и размещению твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в местах накопления с целью последующего вывоза; возложить на администрацию г. Рубцовска Алтайского края обязанность организовать на территории городского кладбища сбор ТБО в секторах N 1-20 в местах накопления с целью последующего вывоза.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Рубцовска Алтайского края проведена проверка исполнения администрацией г. Рубцовска Алтайского края санитарно-эпидемиологического законодательства при организации похоронного дела с выездом на городское кладбище муниципального образования г. Рубцовск Алтайского края, расположенного в районе п. Песчаный Борок Рубцовского района.
В ходе проверки было установлено, что на городском кладбище в части секторов отсутствуют площадки для мусоросборников, а оборудованные контейнерные площадки переполнены мусором, мусор складируется вдоль дороги либо рядом с контейнерными площадками, на территории кладбища имеется скошенная трава, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушает прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 3 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 ноября 2021 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации города Рубцовска Алтайского края по содержанию городского кладбища, выразившееся в непринятии мер по организации мест сбора и размещения ТБО в соответствии с действующими нормативными требованиями и правилами.
На администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать на территории городского кладбища, расположенного в районе п. Песчаный борок Рубцовского района, в местах накопления, сбора и размещения ТБО, с выполнением следующего перечня работ:
- контейнерная площадка "Пл-1" (состоит из 2-х секций): восстановить бетонное покрытие в одной из секций данной площадки, установить контейнер(ы) в пределы ограждения секций данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-2" (состоит из 2-х секций): восстановить вертикальность столба из стальной трубы (между секциями, ближнего к проезду), установить контейнер(ы) в пределы ограждения секций данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-4": установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-5": восстановить вертикальность столба из стальной трубы, находящегося в середине длинной стороны данной площадки, установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-7": установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-8": установить на углу данной площадки железобетонный столб, восстановить вертикальность столба из стальной трубы, находящегося в середине длинной стороны данной площадки, установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-9": установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-10": установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-11": восстановить вертикальность столба из стальной трубы, находящегося в середине длинной стороны данной площадки, установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-12": установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-13": восстановить бетонное покрытие данной площадки, установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-14" (состоит из 2-х секций): установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-15" (состоит из 2-х секций): установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-16" (состоит из 2-х секций): установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-17": восстановить вертикальность железобетонного столба, восстановить целостность заполнения ограждения данной площадки, установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки;
- контейнерная площадка "Пл-19" (состоит из 2-х секций): смонтировать угловой столб из стальной трубы одной из секций данной площадки, установить контейнер(ы) в пределы ограждения данной площадки.
В кассационной жалобе администрация города Рубцовска Алтайского края ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Считает, что суд первой инстанции вышел за рамки заявленных требований, поскольку административный истец просил признать незаконным бездействие по содержанию городского кладбища, обязать администрацию г. Рубцовска Алтайского края организовать сбор отходов на территории кладбища, а требования относительно надлежащего оборудования контейнерных площадок, находящихся на территории кладбища, заявлены не были. Суд апелляционной инстанции не устранил допущенное судом первой инстанции нарушение, необоснованно указав, что исполнение обязанности по сбору мусора невозможно без организации места накопления ТКО. Также указывает на возможность осуществления сбора ТБО бестарным способом.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Алтайского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что по решению прокурора г. Рубцовска Алтайского края от 16 июля 2020 года N в период с 16 июля 2020 года по 14 августа 2020 года была проведена проверка исполнения администрацией города Рубцовска санитарно-эпидемиологического законодательства при организации похоронного дела с выездом на городское кладбище муниципального образования г. Рубцовск, расположенного в районе пос. Песчаный борок, результатами которой установлено, что на территория городского кладбища разделена на 20 секторов. В нарушение требований законодательства на городском кладбище площадки для мусоросборников отсутствуют в секторах N 1а, 5, 6, 8, 11, 20; на территории кладбища имеется большое скопление мусора.
Разрешая требования по существу, суд первой инстанции, проанализировав нормы Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "О погребении и похоронном деле", положения Устава муниципального образования "город Рубцовск Алтайского края", пришел к выводу о том, что обязанность по организации мест накопления и сбора ТБО, обеспечению качественной расчистки и благоустройству территории кладбища и прилегающей к ней территории лежит на исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления - администрации г. Рубцовска Алтайского края.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из установленного факта незаконного бездействия администрации г. Рубцовска Алтайского края в принятии мер по организации на территории городского кладбища мест сбора и размещения ТБО в соответствии с действующими нормативными требованиями и правилами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон N 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО создание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с пунктом 26 статьи 6 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, принятого Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 18 августа 2011 года N 633, к вопросам местного значения города Рубцовска относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 56 Устава к полномочиям администрации города в области коммунального хозяйства и благоустройства относится организация ритуальных услуг, содержание мест захоронения.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения закреплены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-1 1 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы... " (действовавшего на момент проведения проверки), а также действующим в настоящее время постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пунктам 3, 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с п. 3 Санитарных правил, то есть в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно подпунктов 3, 4 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Из представленного в материалы дела акта проверки от 16 июля 2020 года следует, что территория рассматриваемого городского кладбища разделена на 20 секторов. Площадки для мусоросборников отсутствовали в секторах NN 1а, 5, 6, 8, 11, 20.
Согласно заключению эксперта ООО "Лаборатория судебной строительно- технической экспертизы" от 30 июня 2021 года N 2323/20 в действующих санитарных нормах и правилах какие-либо нормы накопления твердых бытовых отходов для кладбищ отсутствуют, исходя из чего, количество контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов, находящихся на территории городского кладбища г. Рубцовска, расположенного в районе пос. Песчаный борок, а также количество контейнеров, размещенных на указанных площадках, должно определяться администрацией кладбища с учетом собственных статистических данных. Экспертом также определен перечень работ, который необходимо произвести для устранения выявленных нарушений.
С учетом приведенного нормативного регулирования и установленных по делу обстоятельств, с очевидностью свидетельствующих о ненадлежащем исполнении возложенных на администрацию г. Рубцовска полномочий в сфере содержания кладбища, выводы судебных инстанций о бездействии административного ответчика являются законными и обоснованными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, возлагая на администрацию г. Рубцовска обязанность по устранению нарушений, суд первой инстанции обоснованно руководствовался заключением проведенной по делу строительно-технической экспертизы. Доказательств, опровергающих выводы экспертов, материалы дела не содержат.
Утверждения кассатора о том, что суд первой инстанции допустил выход за пределы заявленных требований, являются несостоятельными. В решении суда лишь конкретизированы действия, которые необходимо осуществить в целях надлежащего сбора ТБО на территории городского кладбища, поскольку исполнение обязанности по сбору мусора невозможно без организации места накопления отходов, создание которых отнесено к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Приведенные в кассационной жалобе нормы пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 предусматривают возможность бестарного способа сбора ТКО лишь с территорий сельских поселений или с территории малоэтажной застройки. Территория кладбища к таковым не относится. Кроме того, бестарный способ сбора ТКО не исключает обязанность по созданию и обустройству мест сбора и размещения ТБО.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не опровергают правильных выводов судебных инстанций.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела не подтверждают нарушение судами норм права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приведенным в апелляционной жалобе, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по совокупности представленных доказательств. Доводы фактически направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 3 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.