Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Татарниковой Людмилы Сергеевны, поданной через суд первой инстанции 24 мая 2022 года, на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 9 ноября 2021 года по административному делу N 2а-5351/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Алтайскому краю к Татарниковой Людмиле Сергеевне о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Алтайскому краю обратилась в Центральный районный суд г. Барнаула с административным исковым заявлением к Татарниковой Л.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 4915, 17 руб, пени в размере 4, 87 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 15 964, 37 руб. на общую сумму 20 884, 41 руб.
Требования мотивированы тем, что Татарникова Л.С. с 24 июня 2019 года по 31 июля 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в 2020 году являлась плательщиком страховых взносов. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составили 18928 руб, на обязательное медицинское страхование - 4915, 17 руб, которые в установленные законом сроки административным ответчиком не оплачены. По указанной задолженности Татарниковой Л.С. направлено требование N по состоянию на 25 августа 2020 года о необходимости уплаты названных сумм обязательных платежей, в котором также указаны пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 18, 77 руб, на обязательное медицинское страхование - 4, 87 руб. В связи с неисполнением требования по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 3 Центрального района г. Барнаула 13 января 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с Татарниковой Л.С. недоимки (пени) по страховым взносам, определением и.о. мирового судьи от 4 февраля 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 9 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 года, требования административного истца удовлетворены, с Татарниковой Л.С. в пользу Межрайонной ИФНС России N 16 по Алтайскому краю взысканы страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год в размере 4 915, 17 руб, пени на страховые взносы по ОМС в размере 4, 87 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, за 2020 год в размере 15 964, 37 руб. Также с Татарниковой Л.С. в доход бюджета муниципального образования - городской округ г. Барнаул взыскана государственная пошлина в размере 826, 53 руб.
В кассационной жалобе Татарникова Л.С. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Барнаула от 9 ноября 2021 года, указывая на обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии у нее обязанности соблюдения налогового законодательства, об отсутствии у административного истца полномочий на взыскание задолженности по страховым взносам ввиду ненадлежащего оформления доверенности его представителя, а также о неполучении копии административного искового заявления.
Относительно доводов кассационной жалобы Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Алтайскому краю принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если лицо, подавшее кассационные жалобу, представление, обжалует решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.
Принимая во внимание, что обжалуемое административным истцом решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 года, судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит проверке в кассационном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Татарникова Л.С. в период с 24 июня 2019 года по 31 июля 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем в соответствии с положениями статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации она являлась плательщиком страховых взносов.
С момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации Татарникова Л.С. должна была уплатить страховые взносы за период деятельности с 1 января по 31 июля 2020 года.
Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за указанный период 2020 года составила 4 915, 17 руб.; сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 18 928 руб.
Также установлено, что в счет частичной оплаты задолженности Татарниковой Л.С. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налоговым органом 1 июня 2020 года зачтена переплата в сумме 2 963, 63 руб, в связи с чем недоимка по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составила 15 964, 37 руб. (18 928 руб. - 2 963, 63 руб.), на обязательное медицинское страхование за 2020 год - 4 915, 17 руб.
В связи с неуплатой страховых взносов 25 августа 2020 года административному ответчику направлено требование N об уплате страховых взносов до 24 сентября 2020 года, что подтверждается сведениями из личного кабинета налогоплательщика Татарниковой Л.С, а также электронным документооборотом базы АИС Налог-3 Пром.
Согласно данному требованию по состоянию на 25 августа 2020 года Татарниковой Л.С. за 2020 год определена недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой части пенсии, в размере 18 928 руб, по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 4 915, 17 руб.
За период с 18 по 24 августа 2020 года начислены пени на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 18, 77 руб, на обязательное медицинское страхование - 4, 87 руб.
При этом суммы оплаты недоимки на обязательное пенсионное страхование в размере 2 774, 77 руб. (налог) и 6, 93 руб. (пени) от 21 мая 2021 года зачтены в счет погашения долга за 2019 год; сумма оплаты недоимки в размере 15 436, 63 руб. от 2 июня 2020 года зачтена в счет оплаты задолженности за 2019 год в размере 12 473 руб, за 2020 год в размере 2 963, 63 руб. Суммы оплаты недоимки на обязательное медицинское страхование в размере 650, 73 руб. (налог) и 1, 63 руб. (пени) от 21 мая 2020 год зачтены в счет погашения задолженности за 2019 год; недоимка за 2020 год не оплачивалась, уточнение в сумме 100 руб. от 25 и 26 февраля 2021 года не проведено, операции сторнированы как ошибочные. Иных оплат административным ответчиком не производилось.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из наличия у Татарниковой Л.С. обязанности по уплате страховых взносов за 2020 год (в период с 1 января по 31 июля 2020 года), соблюдения порядка направления требования налоговым органом, обращения административного истца в суд с настоящими требованиями в установленный законом срок.
Выводы судов являются правильными.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (страховых взносов) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При несвоевременной уплате налога на основании статьи 75 Налогового кодекса начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (абзац 1 пункта 3 названной статьи).
Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении административных исковых требований.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве на основании соответствующего заявления.
Поскольку Татарникова Л.С. утратила статус индивидуального предпринимателя 31 июля 2020 года, налоговым органом правомерно предъявлены требования об уплате недоимки по страховым взносам за спорный период.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судами установлены полно и правильно, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно отклонены, отмены оспариваемых судебных актов не влекут.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.