Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области, поданной через суд первой инстанции 27 мая 2022 года, на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 21 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года по административному делу N 2а-1007/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области к Ивахненко Роману Тарасовичу о взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области обратилась в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Ивахненко Р.Т, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 19 674, 85 руб, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 15 860, 63 руб, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 76, 66 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 3 719, 58 руб, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 17, 98 руб.; восстановить пропущенный срок для обращения в суд с настоящим иском.
В обоснование требований указала, что административный ответчик в период с 7 апреля 2017 года по 15 июля 2019 года осуществлял предпринимательскую деятельность, в связи с чем, являлся плательщиком страховых взносов и налога на добавленную стоимость.
Поскольку после направления налогового требования задолженность административным ответчиком оплачена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ был отменен по заявлению должника.
В обоснование пропущенного процессуального срока для обращения в суд с настоящим административным иском указала, что ранее, 26 июня 2020 года, инспекция уже направляла в суд административный иск к Ивахненко Р.Т. заказной бандеролью совместно с частной жалобой по другому административному делу, бандероль была получена судом 6 июля 2020 года, однако сведениями о судьбе административного иска инспекция не располагает.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Настаивает на своем обращении в суд с административным исковым заявлением в пределах срока, установленного законодательством, приводя ранее указанные в административном иске обстоятельства направления в адрес Куйбышевского районного суда г. Иркутска 26 мая 2020 года заказной бандеролью административного искового заявления в отношении Ивахненко Р.Т. 26 июня 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Ивахненко Р.Т. в период с 7 апреля 2017 года по 15 июля 2019 года осуществлял предпринимательскую деятельность. Поскольку сумма дохода за 2019 год не превышала 300 000 руб, административный ответчик должен был уплатить в 2019 году страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 26 545 руб. В связи с прекращением налогоплательщиком 15 июля 2019 года своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 15860, 63 руб. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате Ивахненко Р.С. в 2019 году на обязательное медицинское страхование, составляла 3719, 58 руб.
В связи с неуплатой страховых взносов налоговым органом административному ответчику выставлено требование N по состоянию на 20 августа 2019 года о необходимости в срок до 3 октября 2019 года оплатить задолженность по страховым взносам на ОПС за 2018 год в размере 15860, 63 руб, пени по страховым взносам на ОПС в размере 76, 66 рублей, а так же задолженность по страховым взносам на ОМС за 2018 год в размере 3719, 58 руб, пени по страховым взносам на ОМС в размере 17, 98 руб.
Требование направлено административному ответчику по почте 3 сентября 2019 года, что подтверждено представленным суду почтовым реестром, по адресу его регистрации: "адрес".
23 января 2020 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 24 января 2020 года мировым судьей судебного участка N 120 Куйбышевского района г. Иркутска вынесен судебный приказ, которым с Ивахненко Р.Т. взыскана задолженность по страховым взносам на ОПС и ОМС в указанных в требовании размерах. 3 марта 2020 года судебный приказ был отменен по возражениям должника.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился 6 марта 2021 года.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки налоговый орган утратил право на ее принудительное взыскание в связи с пропуском установленного шестимесячного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате такими плательщиками за расчетный период.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до I января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьи 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 (с учетом пункта 6 части 1 статьи 287) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определен порядок обращения в суд, предусматривающий последовательность действий: сначала обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, а после вынесения судом определения об отмене судебного приказа, обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, законом для налогового органа предусмотрено соблюдение двух шестимесячных сроков - со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, а также со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Их восстановление судом, при наличии уважительных причин, также предусмотрено названными выше законоположениями.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2020 года N 2315-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование и установленные обстоятельства дела, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, поскольку Межрайонной ИФНС России N 16 по Иркутской области не соблюдены установленные налоговым законодательством сроки на обращение в суд с заявлением о взыскании налога, пени при отсутствии уважительных для их пропуска причин.
Утверждения кассатора об обратном со ссылкой на обстоятельства направления административного искового заявления в установленный срок являются несостоятельными и правильных выводов судов не опровергают, были предметом изучения и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в оспариваемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы связаны с иным толкованием ее автором норм действующего законодательства, не подтверждают неправильного применения судами норм процессуального права, лишены бесспорных правовых аргументов, по своей сути, направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 21 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.