Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, Жидяевой Натальи Игоревны, поданной через суд первой инстанции 16 июня 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 января 2021 года по административному делу N 2а-1722/2020 по административному исковому заявлению прокурора Емельяновского района Красноярского края к администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, обязании совершения действий.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения Жидяевой Н.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы и дополнениям к ней, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкую О.С, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Емельяновского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Емельяновский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер к надлежащей организации водоотведения на территории микрорайона Видный поселка Элита Емельяновского района Красноярского края, обязав административного ответчика передать организациям, зарегистрированным в установленном законом порядке, и имеющим право осуществлять деятельность, связанную с водоотведением, следующие объекты: наружные сети водоотведения (1-я очередь: мкр. "Северный" ул. Дорожная, Ключевая, ул. Приозерная, Цветной бульвар - общей протяженностью 1, 730 км.; 2-я очередь: мкр. "Северный", ул. Нагорная, ул. Широкая, Сибирский тракт, пер. Грибной - общей протяженностью 2 231, 0 км.; 3-я очередь: ул. Дорожная, ул. Центральная, ул. Тихая, ул. Светлая, ул. Уютная, ул. Добрая, ул. Дивная, ул. Отрадная, пер. Медовый, пер. Ореховый - общей протяженностью 3 555, 0 км, КНС-1 шт, КГН-1 шт.).
В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой на территории микрорайона Видный муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края установлено, что наружные сети водоотведения (1-я, 2-я, 3-я очереди) являются бесхозяйными.
При этом решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 8 апреля 2019 года, уточненным определением Красноярского краевого суда от 5 августа 2019 года, удовлетворены исковые требования прокурора Емельяновского района к администрации Элитовского сельсовета об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей водоотведения (1-я, 2-я, 3-я очереди). До настоящего времени данное бесхозяйное имущество на учет администрацией Элитовского сельсовета не поставлено. В отношении бесхозяйных сетей водоотведения предусмотрен императивный порядок передачи на обслуживание ресурсоснабжающей организации до признания права муниципальной собственности. Спорные сети водоотведения (1-я, 2-я, 3-я очереди) на обслуживание ресурсоснабжающей организации не переданы, содержание и эксплуатация таких сетей, в том числе проведение аварийно-восстановительных работ, администрацией сельсовета не организованы.
Данные обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о нарушении администрацией Элитовского сельсовета положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" и бездействии администрации по организации в границах поселка Элита Емельяновского района водоотведения для населения.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 17 сентября 2020 года требования прокурора удовлетворены, на администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность передать организации, зарегистрированной в установленном законом порядке и имеющей право осуществлять деятельность, связанную водоотведением, следующие объекты: наружные сети водоотведения (1-я очередь: мкр. "Северный" ул. Дорожная, Ключевая, ул. Приозерная, Цветной бульвар - общей протяженностью 1, 730 км.; 2-я очередь: мкр. "Северный", ул. Нагорная, ул. Широкая, Сибирский тракт, пер. Грибной - общей протяженностью 2231, 0 км.; 3-я очередь: ул. Дорожная, ул. Центральная, ул. Тихая, ул. Светлая, ул. Уютная, ул. Добрая, ул. Дивная, ул. Отрадная, пер. Медовый, пер. Ореховый - общей протяженностью 3555, 0 км, КНС-1 шт, КГН-1 шт.) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 января 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Емельяновского района Красноярского края.
Жидяевой Н.И. подана кассационная жалоба на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 января 2021 года, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года кассационная жалоба Жидяевой Н.Н. оставлена без рассмотрения по существу.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года отменено, дело направлено в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции для рассмотрения кассационной жалобы Жидяевой Н.Н.
В кассационной жалобе Жидяева Н.И. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 января 2021 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела.
Заявитель полагает, что судебный акт суда апелляционной инстанции нарушает ее права, как собственника жилого дома, расположенного в "адрес", поскольку она не имеет возможности заключить договор на водоотведение канализационных стоков с гарантирующей организацией в связи с бездействием административного ответчика.
Ссылаясь на решение Емельяновского районного суда от 8 апреля 2019 года по делу N 2-560/2019, уточненное определением Красноярского краевого суда от 5 августа 2019 года, считает, что административный ответчик обязан был поставить на учет бесхозяйные сети водоотведения в микрорайоне Северный поселка Элита и передать их на обслуживание гарантирующей организации. Кроме того, указывает, что административный ответчик ввел в заблуждение суд апелляционной инстанции относительно неприсоединения сетей водоотведения в микрорайоне Северный поселка Элита к центральным сетям водоотведения, он обязан был самостоятельно обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоотведения, находящиеся на его балансе.
В дополнениях к кассационной жалобе, поступивших в суд кассационной инстанции 26 июля 2022 года, настаивая на отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, указывает, что постановлением администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 15 июня 2022 года N 182 была определена гарантирующая организация в сфере водоотведения на территории мкрн. Северный (Видный) п. Элита - ООО "Красноярская Сетевая Компания", что, по мнению кассатора, подтверждает незаконное бездействие органа местного самоуправления с 2012 года и правильность выводов суда первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Красноярского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела установлено, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 8 апреля 2019 года, вступившим в законную силу 5 августа 2019 года, исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края удовлетворены, на администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества, следующего имущества:
наружные сети водоотведения 1 очередь протяженностью 1.730 км, расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Элита, микрорайон "Северный", ул. Дорожная, ул. Ключевая, ул. Приозерная, Цветной бульвар;
наружные сети водоотведения 2 очередь протяженностью 2231.0 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Элита, микрорайон "Северный", ул. Нагорная, Широкая, Сибирский тракт, пер. Грибной;
наружные сети водоотведения 3 очередь протяженностью 3555.0 м, КНС-1 шт, КГН-1 шт, расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Элита, ул. Дорожная, ул. Центральная, ул. Тихая, ул. Светлая, ул. Уютная, ул. Добрая, ул. Дивная, ул. Отрадная, пер. Медовый, пер. Ореховый;
электрические сети 1 очереди протяженностью 3.620 км, расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Элита, микрорайон "Северный", ул. Дорожная, ул. Ключевая, ул. Приозерная, Цветной бульвар".
В ходе проведенной прокуратурой Емельяновского района проверки соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере установлено, что администрацией Элитовского сельсовета Емельяновского района не приняты меры по проведению торгов на право заключения концессионного соглашения по передаче вышеуказанных сетей водоотведения на обслуживание ресурсоснабжающей организации.
Определением Емельяновского районного суда Красноярского края от 1 октября 2020 года администрации Элитовского сельсовета предоставлена отсрочка исполнения решения Емельяновского районного суда от 8 апреля 2019 года на 6 месяцев.
30 декабря 2020 года наружные сети водоотведения, общей протяженностью 8518 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Элита, мкр. "Северный" (Видный) поставлены администрацией Элитовского сельсовета на учет в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, как бесхозяйный объект недвижимости и им присвоен кадастровый номер 24:11:0340101:4389, что подтверждается представленной стороной административного ответчика выпиской из ЕГРН от 31 декабря 2020 года.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение действующего законодательства указанные сети водоотведения не переданы на обслуживание ресурсоснабжающей, сетевой организациям, эксплуатация и содержание сетей осуществляется ООО УК "Видный", оказывающим населению, проживающему в данном микрорайоне, услуги по содержанию и благоустройству микрорайона, что влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории Элитовского сельсовета, пользующихся коммунальными услугами, на бесперебойное обеспечение водоотведением.
Отменяя решение суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у администрации Элитовского сельсовета отсутствует незаконное бездействие по организации водоотведения на территории микрорайона Видный, связанного с использованием бесхозяйного имущества, - наружных сетей водоотведения 1, 2, 3 очереди, и их передаче гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоотведение, поскольку по смыслу части 5 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ у органа местного самоуправления обязанность по передаче бесхозяйного имущества в виде наружных сетей водоотведения вышеуказанным организациям возникает только при условии, когда данные сети водоотведения относятся к объектам централизованной системы водоотведения либо к ней технологически подключены (присоединены). Однако, с учетом установленных обстоятельств, наружные сети водоотведения 1, 2, 3 очереди таким не отвечают.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что вопросы строительства, эксплуатации сетей водоотведения на территории Элитовского сельсовета относятся к прямой компетенции органа местного самоуправления - администрации Элитовского сельсовета. При этом органы прокуратуры не вправе подменять органы местного самоуправления, предрешая за них вопросы местного значения, поскольку прокуратура, в силу статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляет надзор за исполнением законодательства.
С такими выводами согласиться нельзя.
Согласно преамбуле Федерального закона от 20 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно - эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" к вопросам местного значения городского поселения в том числе относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 27 января 2010 года N 33 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дом" на 2010-2012 годы" микрорайон Северный поселок Элита Емельяновского района Красноярского края включен в перечень площадок, подлежащих обеспечению коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
В рамках данной программы муниципальным казенным учреждением службы "Заказчика", учрежденным администрацией Элитовского сельсовета заключены муниципальные контракты с ООО "Зодчий" на строительство объектов муниципальной инфраструктуры в микрорайоне Северный поселке Элита, а именно: централизованных сетей водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения.
Работы оплачены Заказчиком в полном объеме; срок исполнения обязательств, предусмотренный указанными муниципальными контрактами, истек, центральные сети водоотведения в эксплуатацию в установленном порядке до настоящего времени не введены.
Приобретя земельные участки в поселке Элита в собственность, ООО "Зодчий" осуществило строительство 200 индивидуальных одно- и двухэтажных жилых домов, после чего произвело их продажу гражданам на разных стадиях строительства (как до ввода дома в эксплуатацию, так и после). Застройщик микрорайона Северный поселка Элита ООО "Зодчий" по условиям инвестиционных договоров получал разрешения на ввод жилых домов в эксплуатацию и обеспечивал подключение жилых домов к центральным инженерным коммуникациям (электричество, холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 августа 2013 года N Жидяева Н.И. является одним из собственников жилого дома, расположенного в "адрес", построенного ООО "Зодчий".
С 2012 года застройщик ООО "Зодчий", а с 7 августа 2018 года по май 2020 года, в связи с передачей на обслуживание наружных сетей водоотведения и колодцев, расположенных на муниципальном земельном участке ул. Приозерная, 26, микрорайон Северный поселок Элита, ООО "ЭлТЭК" получали плату по заключенным соглашениям от собственников 200 жилых домов за водоотведение и вывоз канализационных стоков на очистные сооружения из общих накопителей расположенных на муниципальном земельном участке ул. Приозерная, 2, мкрн. Северный Элита.
Фактически данная услуга ООО "Зодчий", а затем ООО "ЭлТЭК" не выполнялась, с 2012 года по настоящее время канализационные стоки из 200 жилых домов самотеком и с помощью насосов для перекачки попадают по централизованным сетям водоотведения в общие накопители и сбрасываются на рельеф, создавая угрозу безопасного проживания жителей, о чем свидетельствуют решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Емельяновского раойна от 22 июля 2020 года N 4, от 3 августа 2020 года N 8 о введении на территории микрорайона Видный поселка Элита режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" и "Повышенная готовность", а также заключения Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 18 июля 2020 года.
На момент проведения прокурорской проверки и на момент рассмотрения настоящего административного дела в суде наружные сети водоотведения (1 очередь: мкр. "Северный" ул. Дорожная, Ключевая, ул. Приозерная, Цветной бульвар - общей протяженностью 1, 730 км.; 2 очередь: мкр. "Северный", ул. Нагорная, ул. Широкая, Сибирский тракт, пер. Грибной - общей протяженностью 2231, 0 км.; 3 очередь: ул. Дорожная, ул. Центральная, ул. Тихая, ул. Светлая, ул. Уютная, ул. Добрая, ул. Дивная, ул. Отрадная, пер. Медовый, пер. Ореховый - общей протяженностью 3555, 0 км, КНС-1 шт, КГН-1 шт.) в нарушение вышеприведенных положений закона на обслуживание ресурсоснабжающей, сетевой организациям не были переданы.
Таким образом, установив, что администрацией Элитовского сельсовета должных мер по передаче объектов коммунальной инфраструктуры - наружных сетей водоотведения не принято, и отсутствие ресурсоснабжающей организации влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории Элитовского сельсовет, пользующихся коммунальными услугами, на бесперебойное обеспечение водоотведением, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
С учетом изложенного, выводы суда апелляционной инстанции при установленных обстоятельствах являются неправомерными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 января 2021 года подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 18 января 2021 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.