Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационному представлению прокуратуры Иркутской области, поданному через суд первой инстанции 25 мая 2022 года, на решение Усольского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года по административному делу N 2а-2406/2021 по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усольский" к Лихтнер Александру Ивановичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усольский" обратился в Усольский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением, в котором просил установить в отношении Лихтнера А.И. административный надзор сроком на один год с установлением административных ограничений в виде обязательной явки в отдел внутренних дел один раз в месяц по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрета выезда за пределы субъекта Российской Федерации, являющимся местом жительства или пребывания, без письменного уведомления отдела внутренних дел.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года (с учетом определения Усольского городского суда Иркутской области от 29 октября 2021 года об исправлении описки) требования административного истца удовлетворены, в отношении Лихтнера А.И. установлен административный надзор сроком на один год с административными ограничениями в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы Иркутской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 23 декабря 2021 года решение Усольского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года оставлено без изменения с изложением абзаца второго резолютивной части решения после слов "с 23.00 час. до 06.00 час." в следующей редакции: "запрещение выезда за пределы г. Усолье - Сибирское Иркутской области".
В кассационном представлении прокуратура Иркутской области, указывая на нарушение судом норм материального права, ставит вопрос об изменении решения Усольского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года путем дополнения его резолютивной части указанием на то, что срок административного надзора следует исчислять со дня вступления в силу решения суда об установлении административного надзора, поскольку исходя из части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 этого же закона, срок административного надзора подлежит исчислению со дня вступления в силу решения суда об установлении административного надзора, на что не указано в судебном акте.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если лицо, подавшее кассационные жалобу, представление, обжалует решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обжалуемое административным истцом решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 23 декабря 2021 года, кассационный суд считает необходимым также проверить законность и обоснованность данного определения суда апелляционной инстанции в обжалуемой части.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, административный надзор устанавливается судом в случае, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела установлено, что Лихтнер А.И. осужден приговором Усольского городского суда 30 мая 2015 года по пункту "г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком в два года. В соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенное ФИО1 преступление, предусмотренное пунктом "г" частью 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории тяжких преступлений.
Постановлением Усольского городского суда от 31 августа 2016 года условное осуждение отменено, Лихтнер А.И. направлен в исправительную колонию на 2 года 6 месяцев лишения свободы. По постановлению Братского районного суда Иркутской области от 3 сентября 2018 года освобожден условно-досрочно 24 сентября 2018 года.
Решением Усольского городского суда от 16 октября 2019 года в отношении Лихтнера А.И. установлен административный надзор сроком до 2 декабря 2020 года.
30 ноября 2020 года решением Усольского городского суда Иркутской области административный надзор в отношении Лихтнера А.И. продлен сроком на 6 месяцев до 3 июня 2021 года.
По месту жительства Лихтнер А.И. характеризуется отрицательно, не работает, злоупотребляет спиртными напитками. В течение 2021 года совершил два административных правонарушения, предусмотренных частями 1, 3 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом административный ответчик, имея непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, на путь исправления не стал, в течение года совершил два административных правонарушения против порядка управления.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, принимая во внимание данные о личности Лихтнера А.И, характеристики по месту жительства, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, совершение двух административных правонарушений в 2021 году, установилему административный надзор сроком на один год с административными ограничениями в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, запрещение выезда за пределы Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения судебный акт, пришел к выводу о необходимости его уточнения в части установления пределов территории, которую поднадзорному не разрешается покидать, установив запрет на выезд за пределы г. Усолье - Сибирское Иркутской области.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Положениями частей 3 и 4 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ, срок административного надзора исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Необходимость правильного установления момента исчисления срока административного надзора имеет существенное значение для определения правовых последствий поднадзорному лицу - принятия мер в случае несоблюдения установленных ограничений (в том числе осуждения по статье 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), выяснения момента возникновения права на обращение в суд о досрочном прекращении административного надзора, определения даты продления срока административного надзора, его окончания и т.д.
Согласно положениям части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны содержаться сведения о сроке административного надзора.
Однако судебный акт суда первой инстанции не содержит сведений о порядке исчисления Лихтнеру А.И. срока административного надзора, судом апелляционной инстанции не устранено данное нарушение.
Как следует из материалов административного дела, основанием установления Лихтнеру А.И. административного надзора явился факт совершения им в течении одного года двух административных правонарушений, то есть по правилам части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ.
Срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Исходя из приведенных норм закона, срок административного надзора в отношении Лихтнера А.И. подлежит исчислению со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
С учетом изложенного, в целях соблюдения требований закона, на основании пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные акты в указанной части подлежат изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 23 декабря 2021 года в обжалованной части изменить, дополнив их указанием на исчисление срока административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.