Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Терещенко Константина Евгеньевича на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 28 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 ноября 2021 года по административному делу N 2а-97/2021 по административному исковому заявлению Терещенко Константина Евгеньевича к комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, ограничений, запретов и исполнению ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о признании решения комиссии, принятого 9 декабря 2020 года, не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы; по административному исковому заявлению Терещенко Константина Евгеньевича к Совету депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, Главе города Барабинска Барабинского района Новосибирской области Боброву Роману Валентиновичу о признании незаконным решения Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области N 186 от 17 декабря 2020 года о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области Терещенко Константина Евгеньевича.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Терещенко К.Е. обратился в суд с административными исковыми заявлениями, объединенными судом в одно производство для совместного рассмотрения, о признании незаконным решения комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, ограничений, запретов и исполнению ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (далее также - Комиссия), принятое 9 декабря 2020 года о наличии в его действиях признаков неисполнения обязанности, установленной законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции и о направлении заключения в Совет депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области для рассмотрения и принятия решения о применении меры юридической ответственности, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", как не соответствующего частям 2 и 3 статьи 8.1 Закона Новосибирской области "Об отдельных вопросах, связанных с соблюдением законодательства о противодействии коррупции гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, а также лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, и о внесении изменений в Закон Новосибирской области "О муниципальной службе в Новосибирской области" и нарушающим его права и законные интересы; обязании устранить нарушения его прав и законных интересов путем проведения заседания комиссии с его участием, после устранения уважительной причины неявки на заседание; а также признании незаконным решения Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 17 декабря 2020 года N 186 о досрочном прекращении его полномочий как депутата Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области.
Требования мотивировал тем, что оспариваемое решение Комиссии от 9 декабря 2020 года принято при обстоятельствах, когда истец не имел объективной возможности явиться на заседание комиссии в связи с болезнью; ему не была обеспечена возможность дачи объяснений по фактам недостоверности и неполноты представленных сведений. В связи с отсутствием заявления Губернатора Новосибирской области в Совет депутатов Барабинского района, содержащего требование о досрочном прекращении полномочий депутата Терещенко К.Е, основания для принятия соответствующих решений у административных ответчиков отсутствовали.
Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 28 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 ноября 2021 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований Терещенко К.Е. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 28 мая 2022 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового решения об удовлетворении административного иска со ссылкой на допущенные судами нарушения и неправильное применение норм материального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, настаивает на том, что оспариваемое решение от 17 декабря 2020 года N 186 принято Советом депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области без соблюдения процедуры и в отсутствие предусмотренного законом основания для досрочного прекращения полномочий депутата, каковым, по мнению истца, в силу абзаца 2 части 11 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" является заявление Губернатора Новосибирской области о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заинтересованным лицом - первым заместителем руководителя администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области - руководителем Департамента организации управления и государственной гражданской службы Дудниковой В.А. принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Из материалов административного дела усматривается, что на основании распоряжения Губернатора Новосибирской области от 4 августа 2020 года N 474-рк ДСП отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента организации управления и государственной гражданской службы администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области осуществлена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставленных за 2018 и 2019 годы избранным по результатам выборов, состоявшихся 18 сентября 2016 года, депутатом Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области по одномандатному избирательному округу N 8 Терещенко К.Е.
По результатам проверки 13 ноября 2020 года по поручению Губернатора Новосибирской области первым заместителем руководителя администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области - руководителем Департамента организации управления и государственной гражданской службы в адрес председателя Совета депутатов г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области направлено сообщение о результатах проверки, в котором, руководствуясь поручением Губернатора Новосибирской области, первый заместитель руководителя просил организовать рассмотрение в установленном порядке прилагаемой информации о результатах проверки в целях принятия мер в соответствии с законодательством, с учетом того, что допущенные Терещенко К.Е. нарушения не могут быть квалифицированы как несущественный или малозначительный проступок.
Указанная информация по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных Терещенко К.Е, была передана на рассмотрение созданной решением Совета депутатов города Барабинска от 19 февраля 2019 года N 108 Комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, ограничений, запретов и исполнению ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Заседание Комиссии по рассмотрению поступившей информации было назначено на 19 ноября 2020 года и впоследствии отложено на 26 ноября 2020 года в связи с направлением в адрес Терещенко К.Е. уведомления о даче устных и/или письменных объяснений по фактам, изложенным в поступившей информации.
26 ноября 2020 года заседание Комиссии было отложено на 9 декабря 2020 года ввиду поступившего от Терещенко Е.К. заявления о невозможности явки в связи с болезнью.
9 декабря 2020 года Терещенко К.Е. вновь не явился на заседание Комиссии по причине болезни; каких-либо пояснений и документов относительно допущенных нарушений не представил.
Поступившая информация в отношении Терещенко К.Е. была рассмотрена Комиссией на данном заседании в отсутствие Терещенко К.Е. и по результатам рассмотрения принято решение от 9 декабря 2020 года о направлении в Совет депутатов города Барабинска заключения о применении к депутату Терещенко К.Е. меры юридической ответственности, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" - досрочное прекращение полномочий депутата.
Заключение Комиссии направлено в Совет депутатов города Барабинска.
По результатам рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов, открытым голосованием путем поднятия руки 17 декабря 2020 года на заседании 33-ей сессии, признанной правомочной рассматривать вопросы, поставленные на повестке дня, депутатами принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Барабинска Терещенко К.Е, избранного по одномандатному округу N 8 за нарушение требований законодательства, выразившихся в представлении заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 и 2019 годы, в части заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах супруги, которое вступает в силу с момента его принятия, опубликовано в газете "Барабинские ведомости" (муниципальный вестник - информационное приложение), размещено на официальном сайте администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области.
Полагая решение Комиссии от 9 декабря 2020 года и решение Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области от 17 декабря 2020 года N 186 о досрочном прекращении его полномочий как депутата Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области не основанными на законе, Терещенко К.Е. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 2, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 12.1, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом Новосибирской области от 10 ноября 2017 года N 216-ОЗ "Об отдельных вопросах, связанных с соблюдением законодательства о противодействии коррупции гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, а также лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, и о внесении изменений в Закон Новосибирской области "О муниципальной службе в Новосибирской области", Положением о комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, ограничений, запретов и исполнению ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, утвержденным решением Совета депутатов города Барабинска от 19 февраля 2019 года N 108, исходя из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Новосибирского областного суда от 10 марта 2021 года по делу N 3а-5/2021, а также установив, что оспариваемые решения приняты без нарушения установленного законом порядка их принятия и при наличии предусмотренных на то законом оснований, в связи с чем прав и интересов административного истца не нарушают, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что проверка инициирована уполномоченным на то должностным лицом, проведена в установленном законом порядке; по результатам проверки в орган местного самоуправления направлена информация о выявленных нарушениях для принятия мер, предусмотренных действующим законодательством, которая также в установленном порядке рассмотрена Комиссией; заключение по результатам рассмотрения направлено в представительный орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено определение конкретных мер ответственности; предусмотренных законом оснований не рассматривать поступившую информацию, полученную в легитимной процедуре, у Комиссии не имелось.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судами судебных постановлений, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 62, 64 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на нормах действующего законодательства.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Утверждение административного истца об отсутствии предусмотренного законом основания для досрочного прекращения полномочий депутата со ссылкой на то, что таким основанием в силу абзаца 2 части 11 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" является лишь соответствующее заявление Губернатора Новосибирской области, на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, не основано.
Согласно части 4 статьи 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие муниципальные должности, к числу которых в соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся депутаты (члены представительного органа городского округа), обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность. Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 33 части 1 статьи 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции", части 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района является прерогативой представительного органа муниципального образования.
При этом в силу приведенного правового регулирования обращение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вопреки утверждению подателя кассационной жалобы об обратном, единственным основанием для инициирования соответствующей процедуры не является.
При установленных фактах представления Терещенко К.В. заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 и 2019 годы в части сведений о доходах супруги рассмотрение компетентным представительным органом местного самоуправления вопроса о досрочном прекращении полномочий административного истца как депутата Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области основано на законе.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 28 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Терещенко Константина Евгеньевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.