Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Иркутской области, поданное 24 мая 2022 года, на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 1 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 марта 2022 года
по административному делу N 2а-1731/2021 по административному исковому заявлению прокуратуры Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хомутовского муниципального образования о возложении обязанности по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов и лесопарков, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Трифоновой М.К, поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокуратура Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к администрации Хомутовского муниципального образования о возложении обязанности по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов и лесопарков.
В обоснование заявленных требований указала, что по результатам проверки исполнения законодательства об охране, защите, воспроизводству лесов в деятельности администрации Хомутовского муниципального образования выявлены нарушения. Анализ картографического материала генерального плана, на котором установлены границы Хомутовского городского поселения Иркутского района Иркутской области, Правил землепользования и застройки, свидетельствует о наличии в границах населенных пунктов Хомутовского городского поселения городских лесов. Решением Думы Хомутовского муниципального образования утверждены Правила землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования, которыми предусмотрено градостроительное зонирование, установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты. В разделе 1.1. Правил перечислены территориальные зоны. В составе зоны рекреационного назначения выделена самостоятельная зона РЗ-1 - зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), Р-З - лесопарковая зона и р-4 - зона лесов. Несмотря на наличие зоны городских лесов в правилах землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования работы по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента не проведены.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 1 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены частично: возложена на администрацию Хомутовского муниципального образования обязанность в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Хомутовского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации. Возложена на администрацию Хомутовского муниципального образования обязанность в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Хомутовского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда. Заявленные требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хомутовского муниципального образования о возложении обязанности провести лесоустройство, разработать лесохозяйственный регламент в части площади лесов и лесопарков - оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении прокуратура Иркутской области ставит вопрос об отмене решения Иркутского районного суда Иркутской области от 1 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 марта 2022 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд первый инстанции, со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
От Администрации Хомутовского муниципального образования поступили возражения на кассационное представление.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, что приказом Иркутского Управления лесами от 15 декабря 1997 г. 307 "О передачи городских лесов администрациям городов" леса, находящиеся на землях городских поселений переданы администрациям городов, исключена площадь городских лесов из площади лесхозов.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1 часть 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией.
Решением Думы Хомутовского муниципального образования утверждены Правила землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования, которыми предусмотрено градостроительное зонирование, установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты. Указанными Правилами землепользования и застройки Хомутовского городского поселения подтверждается наличие на территории Хомутовского муниципального образования зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) (РЗ-1), лесопарковая зона (Р-3), зона лесов (З-4).
Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 марта 2018 N122 (далее - лесоустроительная инструкция), к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
Статьей 98 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно п. 4 Лесоустроительной инструкции объектом лесоустройства является лесничество. Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции, проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений определены положениями статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Также, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 марта 2018 г N 122, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что административным ответчиков мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, на территории Хомутовского муниципального образования в надлежащем объеме и в установленном порядке не осуществляются, пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения с возложением на администрацию Хомутовского муниципального образования обязанности в течение (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Хомутовского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Хомутовского муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда.
Отказывая в удовлетворении требований в части проведения лесоустройства в конкретных площадях в отношении городских лесов и лесопарков, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что площади городских лесов установлены на момент передачи лесов - 1997 год; доказательств нахождения на территории лесопарков в заявленном размере не представлено, на представленной схеме расположения лесов в п. Плишкино в настоящее время находятся несколько СНТ, ДНТ и поселков.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов в части отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований в конкретных площадях в отношении городских лесов и лесопарков, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Доводы представления о том, что представленные в дело документы подтверждают включение в границы Хомутовского муниципального образования площадью городских лесов в размере 1654, 7 га были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана фактическая и правовая оценка не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
При этом судом апелляционной инстанции правомерно указано, что из письменных возражений представителя министерства лесного комплекса Иркутской области площадь частей выделов взята ориентировочно, согласно границ п. Плишкино и контура выдела. В связи с точностью используемых в настоящее время измерительных приборов применяемой в ЕГРН при проведении кадастровых работ, площадь городских лесов может быть уточнена.
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункты Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда и разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым.
Вышеуказанным требованиям обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует.
Отклоняя доводы кассационной жалобы о наличии оснований для обязания административного ответчика в части проведения лесоустройства в конкретных площадях в отношении городских лесов и лесопарков, неправильной оценке судом представленных доказательств, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отмечает, что в силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Иных доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 1 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.