Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС", поданную 20 июня 2022 года, на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2021 года
по административному делу N 2а-352/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" к администрации Калтанского городского округа о признании недействующим постановления администрации Калтанского городского округа от 04.03.2021 N 75-п "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения общества с ограниченной ответственности "Водоканал", технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям г. Калтан", взыскании государственной пошлины в сумме 2000 рублей, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения представителя общества с ограниченной ответственности "Водоканал" - Цыганок Д.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Козлицкой О.С, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
публичное акционерное общество "Южно-Кузбасская ГРЭС" (далее - ПАО "ЮК ГРЭС") обратилось в суд с административным иском к администрации Калтанского городского округа о признании недействующим постановления администрации Калтанского городского округа от 04.03.2021 N 75-п "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения общества с ограниченной ответственности "Водоканал", технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям г. Калтан".
Требования мотивированны тем, что что оспариваемым постановлением (в виде значений согласно таблице Приложения) утверждены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения ООО "Водоканал", технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям г. Калтан. Постановление опубликовано в газете "Калтанский Вестник" 11 марта 2021 г. в N 12 (1266). Считает указанное постановление незаконным поскольку оно противоречит части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункту 176 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644. Согласно оспариваемому постановлению нормативы состава сточных вод в сравнении с регламентированными в договоре, заключенном истцом с ООО "Водоканал" увеличены: взвешенные вещества в 7 раз, алюминий в 125 раз, нефтепродукты в 178 раз, железо в 37, 5 раз, марганец в 500 раз, фосфаты в 182, 4 раза, фенол в 5000 раз, а по некоторым веществам, например, жиры, нормативы не установлены. Полагает, что значения нормативов состава сточных вод установлены без соответствующих проектов. Вместе тем, нормативы должны устанавливаться не произвольно, а основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами. Информация и документы, подтверждающие законность утверждения нормативов состава сточных вод (НССВ) в указанных значениях, ПАО "ЮК ГРЭС" не была представлена, в связи с чем считает, что установленные администрацией Калтанского городского округа показатели НССВ не законны, установлены произвольно без проектной документации учета параметров очистки сточных вод, направлены на обогащение организации ООО "Водоканал" за счет третьих лиц.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Отдел водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления, Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса, общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал").
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2021 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ПАО "ЮК ГРЭС" ставит вопрос об отмене решения Калтанского районного суда Кемеровской области от 15 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2021 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильную оценку доказательств. В обоснование жалобы указывает, что рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствует требованиям к порядку расчета таких нормативов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В связи с тем, что в отношении административного истца применяются нормативы водоотведения по составу сточных вод при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения между ООО "Водоканал" и ПАО "ЮК ГРЭС", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии права административного истца на обращение с административным иском о признании недействующими оспариваемых положений нормативного правового акта.
В силу положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции также исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - администрацией Калтанского городского округа, в установленной форме, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт не противоречит требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу. Установленные нормативы состава сточных вод направлены на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранение последствий этого воздействия путем повышения качества очистки сточных вод и являются обоснованными, прав и законных интересов административного истца не нарушают
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку изложенная позиция судов основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Частями 1 и 2 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении (далее- Федеральный закон N416-ФЗ), предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приложением N5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее- Правила холодного водоснабжения и водоотведения), установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с пунктом 170 Правил холодного водоснабжения и водоотведения нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 настоящих Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
Основаниями для установления или корректировки нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение (пункт 171 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
Нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения (пункт 172 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
Орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение) (пункт 173 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона (статья 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (части 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Судами установлено, что ООО "Водоканал", основными видами деятельности которого являются забор, очистка и распределение воды, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, Департаментом природных ресурсов и экологии по Кемеровской области в соответствии с решением от 03.03.2020 N 1123/РРТ/Сс-03.2020, зарегистрированном в государственном водном реестре 17.03.2020 за N42-13.01.03.001-Р-РСБХ-С-2020-02727/00 предоставлено право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод сроком водопользования до 31.12.2033.
С 01.08.2019 ООО "Водоканал" является гарантирующей организацией в соответствии с постановлением администрации Калтанского городского округа от 14.08.2019 N 209-п.
Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений, очистные сооружения г. Калтан "адрес", относятся к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду.
09.12.2020 в связи с изменением характеристик технологических процессов и источников загрязнения ООО "Водоканал" направил в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду от 09.12.2020.
Поскольку представленная декларация не соответствовала форме и содержанию требованиям, установленным статьей 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ООО "Водоканал" 29.01.2021 повторно направил в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду.
29.12.2020 в целях установления нормативов сточных вод ООО "Водоканал" предоставило в администрацию Калтанского городского округа рассчитанные значения нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Калтанского городского округа, рассчитанные нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в р. Красенка выпуском N 4, расчет значений нормативов состава сточных вод абонентов, в целях их установления.
03.02.2021 по запросу первого заместителя главы Калтанского городского округа от 27.01.2021 ООО "Водоканал" предоставил в администрацию Калтанского городского округа декларацию о воздействии на окружающую среду.
Установлено, что расчет нормативов состава сточных вод, принимаемых в централизованные системы водоотведения от абонентов, технологически присоединенным к канализационным очистным сооружениям города Калтан изготовлен индивидуальным Предпринимателем Соломенниковой Н.В. по заказу ООО "Водоканал".
Поскольку основания для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, установленные пунктом 174 Правил холодного водоснабжения и водоотведения отсутствовали, 04.03.2021 администрацией Калтанского городского округа принято оспариваемое постановление от 04.03.2021 N75-п, установлены нормативы водоотведения состава сточных вод для объектов абонентов ООО "Водоканал".
Учитывая изложенное правовое регулирование спорных правоотношений, установленные по делу обстоятельства, отсутствие оснований для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, выводы суда о соответствии оспариваемых положений нормативного правового акта требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу являются правильными.
Доводы кассатора об обратном основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы административного истца о несоответствии установленных нормативов пунктам 176-181 Правил холодного водоснабжения и водоотведения были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана правовая оценка не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что расчеты нормативов состава сточных вод произведены в соответствии с требованиями действовавшего на момент их составления законодательства, в том числе с применением соответствующих установленных формул.
Судами правомерно отклонены доводы административного истца о несоответствии периода расчета нормативов, поскольку в соответствии с пунктом 177 Правил холодного водоснабжения и водоотведения при предоставлении организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов в орган местного самоуправления до 01.01.2021, расчет производится по данной методике за период не менее 60 календарных дней. Факт представления ООО "Водоканал" уполномоченному органу рассчитанных значений нормативов 29.12.2020 судами установлен.
Судами правомерно указано, что обстоятельства повторного направления декларации в уполномоченный орган и ее повторное представление после 01.01.2021, о незаконности положений оспариваемого нормативного акта не свидетельствуют, поскольку сами нормативы состава сточных вод рассчитаны ООО "Водоканал" в порядке, определенном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и представлены в уполномоченный орган в течение 30-ти дней со дня первичного предоставления декларации, а причины возвращения декларации не связаны с неправильным расчетом нормативов, в процессе устранения недостатков новые расчеты не производились.
Не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и доводы административного истца о фальсификации стороной ответчика и заинтересованным лицом доказательств по делу, в том числе в части фактических замеров концентраций веществ в сточных водах, значения которых указаны в протоколах испытаний при расчете нормативов допустимых сбросов и нормативов состава сточных вод.
Отклоняя доводы кассационной жалобы о неправильной оценке судами нижестоящих инстанций представленных доказательств, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отмечает, что в силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Является правильной позиция суда первой и апелляционной инстанций о том, что имеющийся расчет составлен в соответствии с требованиями законодательства, действующего в период его составления и составления декларации, а вступление с 01.01.2021 в силу Приказа Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 об утверждении "Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей" не влечет обязанности ООО "Водоканал" для составления новых расчетов спорных нормативов.
Несогласие административного истца со значениями утвержденных оспариваемым нормативным актом нормативов состава сточных вод о несоответствии оспариваемых положений требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу не свидетельствует.
Факт изменения нормативов состава сточных вод в сравнении с нормативами, указанными в договоре холодного водоснабжения и водоотведения, заключенном административным истцом с ООО "Водоканал" также не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений нормативного акта.
В целом, доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела судами первой и второй инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении судов.
Обжалуемые судебные акты основаны на анализе исследованных доказательств, мотивированны, соответствуют материалам дела и требованиям законодательства. Судами соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Иных доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.