Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-16/2021 (УИД 38RS0016-01-2020-000918-73) по иску Кравченко С.П. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 14 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кравченко С.П. (далее - Кравченко С.П, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области (далее - УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
В обоснование заявленных требований Кравченко С.П. указал, что 27 марта 2020 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 11 июня 2020 г. N истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Ответчиком не были зачтены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы истца с 14 января 1991 г. по 8 июля 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ- 16; с 9 июля 1992 г. по 23 сентября 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16; с 24 сентября 1992 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электроцехе ТЭЦ; с 19 мая 2000 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго"; с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго".
Истец указал, что в указанные выше периоды он работал на обслуживании электрооборудования ТЭЦ-16. Обслуживаемое истцом оборудование находится на тех же отметках, что и основное технологическое оборудование, условия труда идентичны условиям труда рабочих профессий и ремонтного персонала, осуществляющих обслуживание и ремонт котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи. В соответствии с п. 1.4. Положения об электрическом цехе, утвержденном 25 мая 2011 г, зона обслуживания подразделения распространяется на все электротехническое оборудование, средства связи и сигнализации ТЭЦ-16. Пунктом 1.6 Положения поименовано оборудование, закрепленное за цехом. ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" состоит, в том числе, из котлотурбинного цеха, цеха топливоподачи, цеха химводоочистки, бойлерной, электрического цеха.
Просил суд признать незаконным решение УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 11 июня 2020 г. N об отказе ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права с учетом стажа на соответствующих видах работ: с 14 января 1991 г. по 8 июля 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16, с 9 июля 1992 г. по 23 сентября 1992г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16, с 24 сентября 1992 г. по 18 мая 2000г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16, с 19 мая 2000 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго", с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ- 16 ОАО "Иркутскэнерго".
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 14 января 2021 г. исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 11 июня 2020 г. N в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Кравченко С.П. с 14 января 1991 г. по 8 июля 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16 (1 год 5 месяцев 25 дней); с 9 июля 1992 г. по 23 сентября 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16 (0 лет 2 месяца 15дней); с 24 сентября 1992 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16 (7 лет 7 месяцев 25 дней); с 19 мая 2000г. по 31 июля 2001 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" (1 год 2 месяца 13 дней); с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" (2 года 8 месяцев 21 день), всего 13 лет 3 месяца 9 дней.
На УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области возложена обязанность назначить Кравченко С.П. страховую пенсию по старости с 27 марта 2020 г, включив в стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды работы с 14 января 1991 г. по 8 июля 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16 (1 год 5 месяцев 25 дней); с 9 июля 1992 г. по 23 сентября 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16 (0 лет 2 месяца 15дней); с 24 сентября 1992 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16 (7 лет 7 месяцев 25 дней); с 19 мая 2000 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" (1 год 2 месяца 13 дней); с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" (2 года 8 месяцев 21 день), всего 13 лет 3 месяца 9 дней.
Определением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 30 декабря 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г. решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 14 января 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОПФР по Иркутской области просит об отмене решения Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 14 января 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Кравченко С.П, представитель ответчика ОПФР по Иркутской области, представитель третьего лица ПАО "Иркутскэнерго", сведений о причине неявки не представили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обоснованной и подлежащей удовлетворению, а судебные акты подлежащими отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами при вынесении судебных постановлений были неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебных постановлениях, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27 марта 2020г. Кравченко С.П, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 18 февраля 1999 г, обратился в УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 11 июня 2020 г. N Кравченко С.П. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, работа на которых предоставляет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Согласно решению УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области стаж Кравченко С.П. на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует; при требуемом 12 лет 6 месяцев. Страховой стаж составил 32 года 8 месяцев 29 дней, при требуемом не менее 25 лет. Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС), составил 28 лет 8 месяцев 23 дня, при требуемом стаже работы в МКС не менее 20 лет.
В стаж истца на соответствующих видах работ не были включены периоды работы Кравченко С.П.: с 14 января 1991 г. по 8 июля 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16, с 9 июля 1992 г. по 23 сентября 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16, с 24 сентября 1992 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16, с 19 мая 2000 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго", с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ- 16 ОАО "Иркутскэнерго".
Из трудовой книжки на имя Кравченко С.П, справки, подтверждающей периоды работы, необходимые для назначения трудовой пенсии, копий приказов работодателя о приеме, переводе работника на другую работу следует, что истец работал с 14 января 1991 г. по 8 июля 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3 разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16, с 9 июля 1992 г. по 23 сентября 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4 разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16, с 24 сентября 1992 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16, с 19 мая 2000 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго", с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго".
Проанализировав в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции установил, что ТЭЦ-16 ? филиал ПАО "Иркутскэнерго" состоит, в том числе, из котлотурбинного цеха, цеха топливоподачи, цеха химводоочистки, бойлерной. Электрооборудование, находящееся в ведении истца, расположено во всех поименованных цехах ТЭЦ-16 ПАО "Иркутскэнерго".
В ТЭЦ-16 ПАО "Иркутскэнерго" разработано Положение об электрическом цехе, утвержденное 15 октября 2019 г, которое определяет цели, задачи, функции, структуру, взаимодействие с другими структурными подразделениями ТЭЦ-16.
В соответствии с п. 1.4 указанного Положения зона обслуживания подразделения распространяется на все электротехническое оборудование ТЭЦ -16, средства связи и сигнализации ТЭЦ- 16.
Суд первой инстанции, установив, что Кравченко С.П. работал во всех цехах ПАО "Иркутская ТЭЦ" и фактически работал в качестве электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного оборудования, оборудования топливоподачи и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, электромонтера, предусмотренных Списком N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, в период с 14 января 1991 г. по 21 апреля 2004 г. истец постоянно в течение полной рабочей смены занимался ремонтом электрооборудования в помещениях всех цехов ТЭЦ-16, характер работы истца в данный период соответствовал работе с тяжелыми условиями труда, включил спорные периоды работы истца в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период с 14 января 1991 г. по 21 апреля 2004 г. без льготной кодировки не является основанием к отказу в досрочном назначении страховой пенсии, поскольку право пенсионера на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме не поставлено законодателем в зависимость от исполнения своих обязанностей страхователем (работодателем) по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда апелляционным определением от 14 марта 2022 г. поддержала выводы суда первой инстанции в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами при разрешении спора допущено нарушение и неправильное применение норм материального права, что привело к принятию незаконных судебных актов по делу и является основанием для их отмены.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из приеденных норм следует, что страховая пенсия по старости может быть назначена мужчинам досрочно по достижению возраста 55 лет, если они отработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно ч. 3 ст. 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N2 от 26 января 1991 г.);
Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее Список N2 от 22 августа 1956 г.).
Согласно Списку N2 от 22 августа 1956 г, раздел XIY Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей, подраздел а) "Рабочие" право на досрочное назначение пенсии имеют слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
Согласно Списку N2 от 26 января 1991 г, раздел XIII Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство, подраздел а) "Рабочие" право на досрочное назначение пенсии имеют слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (код 2140000а-18455).
Согласно разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 25 февраля 1994 г. N18 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков N1 и N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, и дополнений к этим спискам, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N591" право на включение в специальный страховой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, имеют слесари, электромонтеры и электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования.
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" и пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ч.4 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 10 названных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
Аналогичные условия содержатся в пункте 3 Правил подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н, согласно которого периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются; до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени и др. для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
К таким документам можно отнести результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда, которые могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н.)
С учетом изложенных выше положений о порядке подтверждения работником специального стража работы в тяжелых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд кассационной инстанции исходит из того, что после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" периоды работы, которые дают застрахованному лицу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кравченко С.П. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 18 февраля 1999 г. Соответственно, спорные периоды его работы с 19 февраля 1999 г. по 31 июля 2001 г. в филиале ТЭЦ-16 ПАО "Иркутскэнерго" в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4 разряда в электрическом цехе и с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда могут подтверждаться только выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Между тем, в выписке из индивидуального лицевого счета истца за все спорные периоды отсутствуют сведения о занятости на соответствующих видах работ в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Работодатель указывал, что истец работал в указанные периоды в обычных условиях труда, не отражая особый характер его работы.
Суды, придя к выводу о недостоверности указанных сведений, представленных работодателем за период с даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (18 февраля 1999 г.) до 21 апреля 2004 г. и отраженных в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения досрочной страховой пенсии по старости), не мотивировали указанный вывод. В материалах дела отсутствует справка работодателя или отзыв на исковое заявление, в котором работодатель указывал причины отражения им недостоверных сведений в едином персонифицированном учете работника о работе Кравченко С.П. в обычных условиях труда.
Делая вывод о недостоверности сведений, отраженных работодателем в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии), суды не указали мотивы и доказательства, которые опровергают показанные работодателем сведения.
При этом, выводы судов, основанные на анализе представленных истцом в материалы дела доказательствах в подтверждение его работы в специальных условиях, предоставляющих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, нельзя признать законными и достаточно мотивированными.
В соответствии с требованиями действующего законодательства и положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В данном случае, судами нарушены указанные положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обстоятельства, установленные судами о работе истца в спорные периоды времени на работах с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях по Списку N2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 и Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 не подтверждены надлежащими доказательствами по делу, на что указывает заявитель кассационной жалобы.
Как верно указывает кассатор, с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Минтруда РФ от 25 февраля 1994 г. N18 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков N1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, и дополнений к этим спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N591" право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включение в специальный стаж, засчитываемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости имеют слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования.
При этом юридически значимыми обстоятельствами являются установление факта работы работника на электростанции, энергопоезде, в паросиловом хозяйстве; наличие занятости работника в течение полного рабочего дня (не менее 80%) на соответствующих видах работ; установление соответствия наименования профессии наименованию, включенному в Список N2 от 22 августа 1956 г. и Список N2 от 26 января 1991 г.; установление соответствия фактического характера выполняемой работы характеристике работ, предусмотренных ЕТКС и Списком N2 от 26 января 1991 г. (обслуживание и ремонт котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, при условии, что данные средства измерений и автоматики обеспечивают работу котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления; использование твердого топлива; установление занятости работника на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Между тем, судами не установлено обстоятельство работы истца в спорные периоды времени в качестве слесаря, электромонтера, электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики в течение 80 % рабочего времени в специальных условиях.
Суды, проанализировав структуру функционирования ТЭЦ 16 - филиала ПАО "Иркутскэнерго", который состоит из котлотурбинного цеха, цеха топливоподачи, цеха химводоочистки, бойлерной, а также проанализировав планы рабочего места электромонтера, установили, что электрооборудование, находящееся в ведении истца Кравченко С.П. расположено во всех поименованных цехах ТЭЦ-16 ПАО "Иркутскэнерго" и сославшись на Положение об электрическом цехе, которое определяет цели, задачи, функции, структуру, взаимодействие с другими структурными подразделениями ТЭЦ-16, должностную инструкцию электромонтера по ремонту электрооборудования, пришли к выводу о том, что электромонтер по ремонту электрооборудования электростанций 4 разряда электрического цеха, электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций является работником участка электрического цеха и в его зону обслуживания входит электрооборудование всех участков ТЭЦ-16.
Однако, такой вывод судов не основан на достоверных доказательствах того, что истец в течение всего спорного периода и в течение 80% своего рабочего времени был занят на работах по обслуживанию и ремонту котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, при условии, что данные средства измерений и автоматики обеспечивают работу котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления, предполагающего использование твердого топлива.
Между тем, основываясь на предположениях, судами не были установлены юридически значимые обстоятельства занятости истца в течение 80 % своего рабочего времени на тяжелых работах, прямо предусмотренных Списком N2 от 22 августа 1956 г. и Списком N2 от 26 января 1991 г.
Судами первой и апелляционной инстанций оценка указанным обстоятельствам не дана, с достоверностью не установлено влияние вредных производственных факторов на Кравченко С.П. в спорные периоды его работы.
При этом, несмотря на то, что согласно указанным выше разъяснениям, именно работодатель обязан подтверждать факт работы сотрудника во вредных условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суды не мотивированно не учли то обстоятельство, что работодатель не отражал в предоставляемых сведениях информацию о работе истца в тяжелых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В рассматриваемом споре работодатель не предоставил обосновывающие документы, и не подтверждал занятость истца в производствах, дающих право на льготную пенсию по Списку N2 от 22 августа 1956 г. и от 26 января 1991 г.
Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает несостоятельными выводы судов, указавших, что отсутствие в выписке из лицевого счета истца сведений о его работе на соответствующих видах работ, согласно Списку N2 от 26 января 1991 г. после даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования 18 февраля 1999 г. не свидетельствует о том, что истец не был занят на данных работах и не может являться основанием для отказа во включении спорных периодов в льготный стаж. Также неверен вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие соответствующих сведений в выписке из лицевого счета говорит о ненадлежащем выполнении страхователем своих обязанностей по внесению сведений о застрахованном лице.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" и пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, при подсчете страхового стажа, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил N1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в специальный стаж, определяемый особыми условиями труда. (п. п. 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ)
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку. По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кравченко С.П. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 18 февраля 1999 г. То есть, в силу пункта 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, спорные периоды работы после 18 февраля 1999 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в органах пенсионного фонда Российской Федерации, представляемыми работодателями в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктами 4, 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н, установлено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Таким образом, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без истребования справок о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Выводы о недостоверности сведений, представленных работодателем согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица для назначения страховой пенсии в периоды его работы в ОАО "Иркутсэнерго" в особых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, без указания работы истца в специальных условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии в спорные периоды его работы, суды недостаточно мотивировали, не учли вышеизложенные положения нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывает, что суду первой инстанции следует учесть, что юридически значимым обстоятельством при разрешении спора является установление занятости истца на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих его работу в течение спорных периодов его работы и занятого на соответствующих работах полный рабочий день.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 14 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 марта 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нижнеилимский районный суд Иркутской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.