Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1483/2021 (УИД: 38RS0017-01-2021-002029-98) по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Мориквас Н.И. к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности принять решение, оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения принимавшего участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мориквас Н.И. (далее - Морисква Н.И.) с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району", ответчик), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности принять решение о предоставлении социальной выплаты на покупку жилья, оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2019 г. по результатам рассмотрения гражданского дела N 2-4352/2019 за Мориквас Н.И. признано право на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская "адрес", в результате произошедшего в июне 2019 года паводка. Определением Нижнеудинского городского суда от 21 сентября 2020 г. даны разъяснения указанного решения суда, согласно которым в установленные Положением сроки ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" надлежит принять решение о выдаче Мориквас Н.И. свидетельства о получении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и в день принятия решения направить его и все имеющиеся материалы в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которому надлежит оформить свидетельство по форме согласно приложению N 2 к вышеуказанному Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов. Вместе с тем принятие вышеуказанного решения суда не повлекло для Мориквас Н.И. реализацию права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" по результатам рассмотрения заявления Мориквас Н.И. решение о выдаче ей свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не принято.
Нижнеудинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Мориквас Н.И. просил суд обязать ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в отношении Мориквас Н.И.; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать Мориквас Н.И. свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г. исковое заявление удовлетворено. На ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" возложена обязанность принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в отношении Мориквас Н.И.
На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Мориквас Н.И.
В кассационной жалобе представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит об отмене решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что истцом не представлено доказательств утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, что является основанием для отказа в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Относительно доводов кассационной жалобы Прокуратурой Иркутской области представлены возражения, в которых Прокурор Иркутской области просит оставить судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальный истец Мориквас Н.И, представитель ответчика ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району", представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Костинского муниципального образования, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2019 г. удовлетворены исковые требования Мориквас Н.И. к администрации Костинского муниципального образования, ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" о признании незаконным постановления о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту, признании права на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения. Признано незаконным постановление администрации Костинского муниципального образования N от 8 августа 2019 г. в части признания жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская "адрес", подлежащим капитальному ремонту. За Мориквас Н.И. признано право на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения ? жилого "адрес" Иркутской области, в результате произошедшего в июне 2019 года паводка. Судом указано, что решение суда подлежит немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 10 февраля 2020 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2019г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2019г, апелляционное определение от 10 февраля 2020 г. оставлены без изменения.
12 декабря 2019 г. Мориквас Н.И. обратилась в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Приказом ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 30 января 2020 г. N Мориквас Н.И. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с пп.1 п. 18 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп, о чем истцу направлено уведомление от 30 января 2020 г. N.
С аналогичным заявлением Мориквас Н.И. обратилась в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 8 июля 2020 г.
Приказом ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 3 августа 2020 г. N Мориквас Н.И. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с п. п. 1 п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N-пп, о чем истцу направлено уведомление от 3 августа 2020 г. N.
25 августа 2020 г. Мориквас Н.И. обратилась в администрацию Костинского муниципального образования с заявлением, в котором просила исполнить решение суда от 2 декабря 2019 г, создать межведомственную комиссию, выдать акт, заключение и постановление о признании жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская "адрес", аварийным и подлежащим сносу в результате паводка 2019 года.
Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 сентября 2020 г. удовлетворено заявление Мориквас Н.И. о разъяснении решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2019 г. Суд разъяснил, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 268-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 об утверждении Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, п. п. 11, 12, 16, 17, 22, 23 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, а также во исполнение решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2019 г. в установленные положением сроки ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" надлежит принять решение о выдаче Мориквас Н.И. свидетельства о получении социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения и в день принятия решения направить его и все имеющиеся материалы в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которому надлежит оформить свидетельство по форме согласно приложению N 2 к вышеуказанному Положению в срок, не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов.
16 октября 2020 г. межведомственной комиссией проведено повторное обследование жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", по результатам которого составлен акт обследования помещения N 2, согласно которому межведомственная комиссия выявила основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту.
16 октября 2020 г. межведомственной комиссией было дано заключение N 2 о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту. В заключении указано, что Мориквас А.М. с заключением межведомственной комиссии не согласна, так как не учтено аварийное состояние грунтового основания и фундамента, данные повреждения получены при паводке в июне 2019 года, не обеспечивают механическую безопасность дома. А также заключение N2 противоречит решению суда от 2 декабря 2019 г. по делу N 2-4352/2019. Комиссия работала без инструментов.
Постановлением администрации Костинского муниципального образования от 19 октября 2020 г. N жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан подлежащим капитальному ремонту.
Приказом ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 27 октября 2020 г. N Мориквас Н.И. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с п. п.1 п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N- пп, о чем истцу направлено уведомление от 27 октября 2020 г. N.
Установлено, что ранее Мориквас Н.И. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", получала свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, но не реализовала своё право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, заявления на перечисление части социальной выплаты (аванса) не подавала. Срок действия свидетельства, в течение которого Мориквас Н.И. была вправе воспользоваться средствами социальной выплаты в целях осуществления капитального ремонта жилого помещения, истек 15 декабря 2020 г.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право Мориквас Н.И. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556- пп установлено вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области, которое подлежит обязательному исполнению всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, организациями; вступившее в законную силу судебное постановление ответчиками не исполнено, до настоящего времени социальная выплата истцом не получена.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 час. 00 мин. 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ? июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее ? Положение), установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ? июле 2019 года на территории Иркутской области (далее чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее ? предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Согласно п. 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется, в том числе, гражданам, указанным в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты.
В силу частей 2 и 3 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Доводы жалобы о непредставлении истцом доказательств утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие у Мориквас Н.И. права на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения подтверждено вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2019 г. по делу N2-4352/2019.
Ссылка в жалобе на то, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании решения суда о признании за гражданином права на получение социальной выплаты, также не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений, так как в силу частей 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.