Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3249/2021 (УИД 54RS0030-01-2021-004115-26) по иску Кулага Олеси Владимировны к государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Новосибирского района" о сохранении права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с даты увольнения, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Новосибирского района" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 29 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кулага Олеся Владимировна (далее по тексту - Кулага О.В, истец) обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Новосибирского района" (далее по тексту - ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения Новосибирского района", ответчик) о сохранении права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с даты увольнения.
Требования мотивированы тем, что отработав более 25 лет (31 год) в общеобразовательном учреждении с детьми на педагогической должности - учителя русского языка и литературы, истцу была назначена досрочная трудовая пенсия по старости 3 декабря 2014 г. в размере 8100 рублей.
Во время работы в МБОУ "Кудряшовская средняя школа N 25" Кулага О.В. всегда проживала на территории Новосибирской области и после выхода на пенсию осталась проживать там же, в связи с чем полагает, что имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности.
В уточненном исковом заявлении истец просила признать за ней с 19 сентября 2020 г. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации понесенных расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в объеме с учетом компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на членов семьи как работника с 25-летним педагогическим стажем, вышедшего на пенсию из муниципального общеобразовательного учреждения, т.е. с даты после увольнения в связи с выходом на пенсию по старости, обязать ответчика выплатить истцу задержанную меру социальной поддержки за период с 1 декабря 2020 г. по дату вынесения решения судом во исполнение требования, соответствующую сумме понесенных расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за данный период с учетом объема компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на членов семьи (сына) (в т.ч. 23230, 28 рублей за период с 1 декабря 2020 г. по 31 августа 2021 г, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 октября 2021 г. в удовлетворении заявленных Кулага О.В. исковых требований отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 29 марта 2022 г. решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 октября 2021 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований о сохранении права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Принято по делу новое решение, которым исковые требования Кулага О.В удовлетворены, признано с 19 сентября 2020 г. право Кулага О.В. на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации понесенных расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения Новосибирского района" возложена обязанность по возврату Калуга О.В. понесенных расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 декабря 2020 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения Новосибирского района" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 29 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанций незаконными.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также возлагая на государство обязанность по обеспечению социальной защиты граждан и одновременно гарантируя защиту их достоинства и уважение человека труда (статьи 7 и 75.1), Конституция Российской Федерации не определяет ни конкретные способы, ни объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, и вместе с тем относит социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статья 76).
Как следует из положений части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, предусмотрев для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), меры социальной поддержки - сначала в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а затем в виде права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения - и возложив на субъекты Российской Федерации обязанность по определению механизма реализации и финансовому обеспечению такого рода мер, предоставляемых педагогическим работникам региональных и муниципальных образовательных учреждений, вместе с тем не выделил отдельно право на эти меры социальной поддержки для пенсионеров из числа указанных работников, которые пользовались соответствующими мерами на момент установления (назначения) им пенсии.
Законодатель же Новосибирской области, действуя в рамках своих полномочий в сфере социальной защиты и стремясь обеспечить преемственность правового регулирования в части социальной поддержки ушедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, принял Закон от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Данный Закон не только установилдля педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежной выплаты, включающей плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, отоплению (теплоснабжению), но и предусмотрел сохранение права на эти меры социальной поддержки за ушедшими на пенсию педагогическими работниками, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там же (статья 1, части 1 и 3 статьи 2 и статья 3 в первоначальной редакции).
В последующем в Закон Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ были внесены изменения: Законом Новосибирской области от 6 декабря 2013 года N 379-ОЗ (пункт 2 статьи 7) взамен указанной денежной выплаты установлена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере ста процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению (теплоснабжению), а Законом Новосибирской области от 31 мая 2016 года N 65-ОЗ (статья 4) изменены критерии отнесения граждан из числа работников образования, ушедших на пенсию, к категории лиц, за которыми сохраняется право на соответствующие меры социальной поддержки.
Так, согласно части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ в редакции Закона Новосибирской области от 31 мая 2016 г. N 65-ОЗ это право стало сохраняться за гражданами при условии, что на дату возникновения у них права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством они работали в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 той же статьи, имели стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в таких должностях не менее 10 лет, имели право на предоставление соответствующих мер социальной поддержки и проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории Новосибирской области.
Тем самым законодатель Новосибирской области, фактически расширив содержание мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам из числа работников образования, проживающим в сельской местности, поселках городского типа и уволившимся из образовательных организаций (в частности, за счет включения в состав подлежащих компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг платы за иные, помимо отопления и освещения, виды коммунальных услуг), одновременно уточнил круг получателей соответствующих мер социальной поддержки, отнеся к таковым лишь лиц, имеющих право на страховую (трудовую) пенсию по старости.
Такое правовое регулирование не только учитывало целевое назначение данных мер, направленных в первую очередь на стимулирование заинтересованности работников образования в выборе в качестве места работы именно сельской местности (поселков городского типа) и на сохранение там квалифицированных педагогических кадров, но и было призвано обеспечить прежний уровень социальной поддержки названной категории граждан после оставления ими работы в образовательных организациях и выхода на пенсию по старости, с тем чтобы не допустить существенного ухудшения условий их жизни.
Вместе с тем для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в организациях для детей, Федеральный закон "О страховых пенсиях" как в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 г, так и с учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2019 г, - предусматривал и предусматривает возможность назначения страховых пенсий по старости на общих условиях (статья 8) либо независимо от возраста при наличии специального страхового стажа не менее 25 лет (пункт 19 части 1 статьи 30).
Аналогичное правовое регулирование было закреплено и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 7 и подпункт 19 пункта 1 статьи 27; с 1 января 2015 г. не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону "О страховых пенсиях").
Таким образом, право на страховую (трудовую) пенсию по старости как в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г, так и в рамках действующего правового регулирования возникает у таких лиц либо на общих основаниях - в связи с достижением установленного законом возраста при наличии определенного страхового стажа (а с 1 января 2015 г. - и при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента), либо независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста - в силу приобретения специального страхового стажа предусмотренной законом продолжительности.
В то же время вступивший в силу с 1 января 2019 г. Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрел поэтапное повышение возраста, по достижении которого у граждан, по общему правилу, возникает право на страховую пенсию по старости, а также установилспециальные сроки назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста (к числу таковых согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" относятся и лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в организациях для детей).
В связи с этим законодатель Новосибирской области принял Закон от 2 октября 2018 года N 289-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области", вступивший в силу также с 1 января 2019 года и уточняющий критерии отнесения граждан из числа работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, к категории лиц, за которыми после оставления работы в образовательных организациях сохраняется ранее предоставленное право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 8).
Как следует из части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ в действующей редакции, введенной названным Законом Новосибирской области от 2 октября 2018 г. N 289-ОЗ, право на данные меры сохраняется за гражданами при условии, что на дату возникновения у них права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 года они работали в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 той же статьи, имели стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в таких должностях не менее 10 лет, имели право на предоставление соответствующих мер социальной поддержки и проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории Новосибирской области.
Следовательно, сохранение за гражданами из числа работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, после оставления ими работы в образовательных организациях права на предусмотренные Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ меры социальной поддержки связывается с возникновением у них права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г, причем безотносительно к предусмотренному этим законодательством основанию, в силу которого право на пенсию возникло (достижение общеустановленного возраста либо наличие специального страхового стажа).
Принимая во внимание изменение с 1 января 2019 года условий назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", такое правовое регулирование фактически направлено на сохранение прежних условий предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Это само по себе согласуется с конституционно значимыми целями социальной политики государства, для которого предоставление отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки является одной из важнейших задач в области социальной защиты (преамбула и статья 7 Конституции Российской Федерации), а равно с вытекающими из Конституции Российской Федерации принципами справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Как следует из статьи 3 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ работникам образования предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления).
Положениями пункта 14 статьи 2, пунктами 1, 8 и 9 статьи 3 Закона Новосибирской области от 6 декабря 2013 г. N 380-ОЗ "О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области" установлено, что право на компенсацию имеют граждане, которым предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии с Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ.
Предоставление компенсации гражданину осуществляет государственным казенным учреждением Новосибирской области подведомственным областному исполнительному органу государственной власти Новосибирской области, уполномоченному в сфере социальной защиты населения (далее - центр социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина (далее - место жительства или место пребывания), по его выбору.
Центр социальной поддержки населения отказывает в предоставлении компенсации в случае отсутствия у гражданина права на компенсацию, а также в случае представления гражданином или его представителем документов, содержащих заведомо ложные и (или) недостоверные сведения.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, истец Кулага О.В. с 15 августа 1989 г. по 18 сентября 2020 г. работала учителем в МБОУ "Кудряшовская средняя школа N 25".
В период осуществления педагогической деятельности Кулага О.В. являлась получателем мер социальной поддержки как педагогический работник, проживающий в сельской местности, в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальные услуги.
На основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ N "О страховых пенсиях" Кулага О.В. с 3 декабря 2014 г. была установлена досрочная страховая пенсия по старости.
Однако после увольнения истца с должности учителя выплата компенсации была прекращена с 1 декабря 2020 г.
1 марта 2021 г. Кулага О.В. обратилась в ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения Новосибирского района" с заявлением о рассмотрении вопроса о сохранении льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как работнику образования.
31 марта 2021 г. решением ГКУ НСО "Центр социальной поддержки населения Новосибирского района" было отказано в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку на момент увольнения с должности, дающей право на меры социальной поддержки, Кулага О.В. не достигла возраста для получения права на страховую пенсию по старости (женщины 55 лет).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на получение мер социальной поддержки и возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку истец не соответствует всем критериям, позволяющим отнести ее к категории лиц, имеющих право на данную льготу, в том числе достигнуть возраста 55 лет.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о сохранении права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции исходил из того, что в Законе Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ, которым установлены меры социальной поддержки работникам образования, работающим и проживающим в сельской местности, и лицам из их числа, ушедшим на пенсию, условие о достижении какого-либо возраста при сохранении льгот при выходе на пенсию, отсутствует.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что Кулага О.В. является пенсионером из числа бывших педагогических работников сельского образовательного учреждения, имеет стаж педагогической работы в сельской местности более 20-ти лет и проживает в сельской местности, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что указанными нормами материального права предусматривается наличие не просто права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г, а именно достижение такими лицами определенного возраста (у женщин - 55 лет), поскольку эти доводы были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что в Законе Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ условие о достижении какого-либо возраста при сохранении льгот при выходе на пенсию, отсутствует.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ предусмотрено, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г. (к которой относится досрочная страховая пенсия в связи с педагогической деятельностью, назначаемая ранее установленного законом общего возраста выхода на пенсию), гражданин должен работать в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 статьи 2, иметь установленный стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, не менее 10 лет, у него должно быть право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Законом - проживание в сельской местности (поселке городского типа) на территории Новосибирской области.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, однако этим доводам дана надлежащая правовая оценка, они не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы на правильность выводов суда апелляционной инстанции не влияют, фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 29 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Новосибирского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.