Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Леонтьевой Т.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-185/2021 (УИД 19RS0008-01-2021-000331-33) по иску Зыкова Олега Владимировича к муниципальному казенному предприятию "Копьевское ЖКХ" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, по кассационной жалобе Зыкова Олега Владимировича на решение Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 16 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 10 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зыков Олег Владимирович (далее по тексту - Зыков О.В, истец) обратился в суд с иском к муниципальному казенному предприятию "Копьевское ЖКХ" (далее по тексту - МКП "Копьевское ЖКХ", ответчик) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Требования мотивированы тем, что с 14 января 2010 г. он состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности электромонтера по ремонту электрооборудования, с 11 мая 2017 г. кроме основной обязанности исполняет обязанности водителя легкового автомобиля 50% от ставки. В соответствии с дополнительным соглашением от 9 января 2019 г. он работает в должности электромонтера по ремонту электрооборудования 4 разряда с часовой тарифной ставкой в размере 81, 57 рублей, с совмещением должности водителя легкового автомобиля 0, 25 ставки. Дополнительным соглашением от 18 марта 2019 г. ему отменена доплата за совмещение 0, 25 ставки водителя со 2 апреля 2019 г. Полагал, что начисление заработной платы ему производилось в меньшем объеме, чем предусмотрено Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, являющимся обязательным для ответчика. Приказами работодателя тарифные ставки и тарифные коэффициенты были скорректированы в сторону уменьшения, что повлекло ухудшение условий оплаты труда истца. С данными приказами и внесенными в Коллективный договор изменениями он (истец) ознакомлен не был. Полагал, что за период с 1 января 2019 г. по 1 августа 2021 г. недоначисленная и невыплаченная заработная плата составила 102173 рубля 40 копеек.
Просил взыскать с МКП "Копьевское ЖКХ" недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 102173 рубля 40 копеек, обязать МКП "Копьевское ЖКХ" производить оплату труда с 1 августа 2021 г. от тарифной ставки рабочего 1-го разряда согласно пункту 2.3.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации в размере не ниже 12792 рубля в месяц с применением тарифного коэффициента для должности электромонтера по ремонту электрооборудования 4 разряда - 1, 36, взыскать денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 13368 рублей 40 копеек, взыскать с МКП "Копьевское ЖКХ" денежную компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Решением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 16 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 10 марта 2022 г, заявленные Зыковым О.В. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Зыков О.В. просит отменить решение Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 16 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 10 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (часть 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Зыков О.В. с 14 января 2010 г. состоит в трудовых отношениях с МКП (ранее МУП) "Копьевское ЖКХ" в должности электромонтера по ремонту электрооборудования 4 разряда.
Регулирование оплаты труда в МУП "Копьевское ЖКХ" осуществляется коллективным договором, которым закреплено Положение об оплате труда работникам предприятия.
Обращаясь в суд с требованиями о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, истец в обоснование своих требований указывал на Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г.), полагая, что оплата труда ответчиком производится не в полном объеме, без учета положений пункта 2.3.1 данного Отраслевого тарифного соглашения, также указывая, что начисление заработной платы должно производиться исходя из тарифной ставки в размере минимального размера оплаты труда в соответствии с Дополнительным соглашением от 7 декабря 2018 г. к Отраслевому тарифному соглашению с применением тарифного коэффициента 1, 36, который был незаконно уменьшен работодателем в одностороннем порядке до 1, 3.
Судами установлено, что 8 декабря 2016 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
Аналогичное Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы заключено между Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г.
На основании дополнительных соглашений стороны указанных Отраслевых соглашений продлили их действие до 31 декабря 2022 г.
Вопросы действия соглашений, в том числе отраслевых, регламентированы статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. N 860н утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
Вышеуказанные Отраслевые соглашения прошли надлежащую процедуру уведомительной регистрации, размещены в соответствующих источниках, что соответствует положениям статьи 48 Трудового Кодекса Российской Федерации и вышеуказанного Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835, работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении Отраслевого тарифного соглашения (утвержденного 8 декабря 2016 г.), предложено к нему присоединиться. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Предложение о присоединении к Отраслевому тарифному соглашению (утвержденного 16 марта 2017 г.) Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не направлялось.
В установленный законом 30 дневный срок ответчик не направил отказ от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению (утвержденному 8 декабря 2016 г.), что в соответствии с частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации свидетельствует о распространении на МКП "Копьевское ЖКХ" как на работодателя отрасли жилищно-коммунального хозяйства условий Отраслевого тарифного соглашения (утвержденного 8 декабря 2016 г.), продленного до 31 декабря 2022 г.
При таких обстоятельствах суд апелляционной обоснованно не принял во внимание доводы о том, что судом применены недействующие нормы Отраслевого тарифного соглашения (утвержденного 8 декабря 2016 г.).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что начисление заработной платы истцу производилось в соответствии с локальными нормативными актами работодателя, которые не противоречат трудовому законодательству, нарушения трудовых прав истца допущено не было, размер выплачиваемой истцу ежемесячно заработной платы превышал установленный минимальный размер оплаты труда.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
В соответствии с пунктом 2.3 Отраслевого тарифного соглашения от 8 декабря 2016 г. минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2017 г. установлена - 9526 рублей, на 1 января 2018 г. - 9907 рублей, на 1 января 2019 г. - 10303 рубля.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ) и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением (утвержденного 8 декабря 2016 г, в редакции от 3 августа 2018 г.) не равен минимальному размеру оплаты труда, в связи с чем расчет заработной платы от тарифной ставки в размере минимального размера оплаты труда не основан на законе.
При регулировании досрочных тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения расходы на оплату труда включаются в состав операционных расходов - расходов регулируемой организации, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, величина которых зависит от деятельности регулируемой организации и в отношении которых регулируемая организация должна принимать меры по их снижению.
Согласно пунктам 58, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, при расчете долгосрочных тарифов в необходимую валовую выручку регулируемых организацией включаются расходы по оплате труда.
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 59, 76 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э.
С соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В силу пункта 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно пункту 19 Отраслевого тарифного соглашения от 8 декабря 2016 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.
В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.
Судами установлено, что при утверждении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения для МУП "Копьевское ЖКХ" на 2019-2023 годы, расчеты расходов на заработную плату производились в соответствии с приложением N к коллективному договору на 2018-2020 годы, при этом заявляемые расходы на оплату труда предусмотрены в размере 9843, 9 тысяч рублей.
Приказами Министерства экономического развития Республики Хакасия N N от 29 ноября 2018 г. и N N от 16 декабря 2018 г. были установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения для МУП "Копьевское ЖКХ" на 2019-2023 годы, при этом, фонд оплаты труда общехозяйственного персонала, входящий в число затрат предприятия и заложенный в тарифы ЖКХ был уменьшен и составил 5151, 75 тысяч рублей.
В связи с уменьшением фонда оплаты труда возникла необходимость корректировки заработной платы общехозяйственного персонала МУП "Копьевское ЖКХ" с учетом МРОТ.
Приказом по предприятию от 26 ноября 2018 г. N N была утверждена единая тарифная сетка по оплате труда работников МУП "Копьевское ЖКХ", согласно которой 4 разряду оплаты труда соответствует коэффициент 1, 3.
Приказом по предприятию от 26 ноября 2018 г. N N в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением была установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере 10303 рубля.
28 декабря 2018 г. руководителем МУП "Копьевское ЖКХ" вынесен приказ N N о внесении изменений в приказ N N от 26 ноября 2018 г. "Об установлении месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда", пункт 2 изложен в следующей редакции: установить тарифные ставки 1-6 разряда в соответствии с приложением, 7-18 в соответствии с основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год, разработанными Минэкономразвития России от 24 ноября 2017 г. (рост 4, 6% к действующим тарифным ставкам на 31 декабря 2018 г.).
На основании указанных выше приказов было разработано штатное расписание, которое утверждается главой Копьевского поссовета.
9 января 2019 г. с Зыковым О.В. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N от 14 января 2012 г, которым электромонтеру по ремонту электрооборудования 4 разряда установлена тарифная ставка в размере 81, 57 рублей за 1 час.
С дополнительным соглашением Зыков О.В. ознакомлен в день его заключения, о чем свидетельствует его подпись.
Из представленных расчетных листков Зыкова О.В. усматривается, что размер начисленной и выплаченной заработной платы истцу в спорный период превышал минимальный размер оплаты труда и величину прожиточного минимума на душу населения, установленные в "адрес".
Вопреки доводам кассационной жалобы снижение работодателем тарифного коэффициента с 1, 36 до 1, 3 не привело к ухудшению условий оплаты труда, поскольку не привело к уменьшению размера заработной платы истца, установленная ответчиком минимальная месячная тарифная ставка рабочих соответствовала размеру и требованиям Отраслевого тарифного соглашения, условия дополнительного соглашения не оспорены.
С учетом изложенного являются обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что размер выплаченной истцу заработной платы отвечает требованиям Отраслевого тарифного соглашения и части 3 статьи 133, части 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о несоблюдении ответчиком порядка внесения изменений в трудовой договор и допущенных нарушениях при подписании Коллективного договора на 2020-2023 годы, поскольку на правильность выводов судов не влияют.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 16 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 10 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зыкова Олега Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.