Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Печуриной Ю.А, судей Солдатовой С.В, Гылкэ Д.И, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-137/2022 (УИД 34OS0000-01-2020-000381-38) по административному исковому заявлению Севастьянова Алексея Борисовича, Самойлик Татьяны Сергеевны с присоединившейся к иску группой лиц о признании недействующим решения Ленинской районной Думы Волгоградской области от 4 июня 2020 года N 95/373 "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения на территории Ленинского муниципального района мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области" по апелляционной жалобе Севастьянова Алексея Борисовича на решение Волгоградского областного суда от 21 марта 2022 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
решением Ленинской районной Думы Волгоградской области (далее - Ленинская районная Дума) от 4 июня 2020 года N 95/373, вступившим в силу с момента официального опубликования, утверждено Положение о порядке организации и проведения на территории Ленинского муниципального района Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области (далее - Положение), которое также регламентирует процедуру определения результатов мероприятий по выявлению мнения населения в муниципальном районе.
Севастьянов А.Б, Самойлик Т.С. и присоединившаяся к иску группа лиц обратились с административным иском о признании названного Положения недействующим, как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Полагают, что оспариваемое Положение принято за пределами компетенции вышеуказанного представительного органа, поскольку вопросы времяисчисления относятся к исключительному ведению Российской Федерации.
Решением Волгоградского областного суда от 21 марта 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований по доводам, аналогичным изложенным стороной административного истца в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебном разбирательстве участия не принимали, будучи извещенными о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не установила.
В соответствии с частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
В соответствии с пунктом "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации исчисление времени отнесено к ведению Российской Федерации.
Правовые основы исчисления времени, установления часовых зон определены Федеральным законом от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени".
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона об исчислении времени на территории Российской Федерации устанавливаются часовые зоны, границы которых формируются с учетом границ субъектов Российской Федерации.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что 12 марта 2020 г. Волгоградской областной Думой принято Постановление N 10/486 "О выявлении мнения населения Волгоградской области по вопросу об исчислении времени", согласно которому, в связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих на территории Волгоградской области, по вопросу об исчислении времени, целесообразно организовать выявление мнения населения по вопросу о переходе Волгоградской области из третьей часовой зоны (МСК+1) во вторую часовую зону (МСК, московское время).
Названным постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области рекомендовано провести мероприятия, направленные на выявление мнения населения по указанному вопросу. Комитету Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий поручено разработать типовое положение об организации и проведении в муниципальных образованиях Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения по указанному вопросу.
Предметом спора в рамках настоящего административного дела является решение Ленинской районной Думы Волгоградской области от 4 июня 2020 г. N 95/373, вступившее в силу с момента официального опубликования, которым утверждено Положение о порядке организации и проведения на территории Ленинского муниципального района Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области.
В соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ, и Устава Ленинского муниципального района Волгоградской области Ленинская районная Дума Волгоградской области является представительным органом местного самоуправления, по вопросам своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме решений, а также правовые акты в форме постановлений. Нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подписываются главой городского округа. Численность депутатов составляет 14 человек.
Проверив процедуру принятия и введения в действие оспариваемого решения Ленинской районной Думы Волгоградской области, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для утверждения о нарушении установленной процедуры. Мотивы приведенных суждений подробно изложены в обжалуемом решении суда и по основаниям нарушения соответствующих требований заявителем апелляционной жалобы не оспариваются.
Судебная коллегия также не установилаоснований для опровержения приведенных выводов суда первой инстанции.
Анализируя по существу доводы стороны административного истца, изложенные, в том числе и в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) предусматривает различные формы выявления мнения населения для его учета при принятии решений органами местного самоуправления и органами государственной власти, в том числе опрос граждан (статья 31).
Согласно части 1 статьи 31 названного Федерального закона N 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Опрос граждан проводится по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения (пункт 1 части 3 статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ).
Федеральный закон N 131-ФЗ, устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, не установилего исчерпывающий характер, и предусмотрел в статье 33 возможность участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Проведение органами местного самоуправления мероприятий по выявлению мнения населения не свидетельствует о принятии ими решения за пределами предоставленных полномочий.
Исходя из предмета заявленных административных исковых требований, судебная коллегия отмечает, что анализ итогов проведенного опроса, вопреки позиции, изложенной в апелляционной жалобе, не является предметом настоящей судебной оценки.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение не изменяет часового пояса Волгоградской области, не предопределяет конкретного результата мероприятий.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда, получили надлежащую судебную оценку, изложенную в обжалуемом судебном акте.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку, согласно материалам дела, содержанию мотивировочной части обжалуемого решения суда, в его резолютивной части при указании номера оспариваемого решения Ленинской районной Думы Волгоградской области, судом допущена описка: вместо номера "95/373" указан номер "95/393", она подлежит устранению, как носящая очевидный технический характер.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Волгоградского областного суда от 21 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Устранить описку, допущенную в резолютивной части решения суда, указав вместо номера оспариваемого решения Ленинской районной Думы Волгоградской области от 4 июня 2020 г. "95/393" номер "95/373".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июля 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.