Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре - помощнике судьи Михайловой К.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-38/2022 по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Верховного Суда Республики Карелия от 5 апреля 2022 года, которым административный иск Прохорова Ивана Анатольевича о признании не действующими в части решений Совета Ведлозерского сельского поселения от 20 февраля 2012 года N 3 "Об утверждении Генерального плана Ведлозерского сельского поселения" и от 20 декабря 2012 года N 2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Ведлозерского сельского поселения", удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда полежит изменению, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решениями Совета Ведлозерского сельского поселения от 20 февраля 2012 года N 3 утвержден Генеральный план Ведлозерского сельского поселения" и от 20 декабря 2012 года N 2 утверждены Правила землепользования и застройки Ведлозерского сельского поселения.
Прохоров И.А. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском, в котором просил признать недействующими решения Совета Ведлозерского сельского поселения от 20 февраля 2012 года N 3 "Об утверждении Генерального плана Ведлозерского сельского поселения" и от 20 декабря 2012 года N 2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Ведлозерского сельского поселения" в части установления в отношении земельного участка 10:21:0050202:11 территориальной зоны ОТ 1 "Открытые природные пространства" и функциональной зоны "Озелененные территории общего пользования".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на противоречие оспариваемых положений статьям 34 и 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 5 апреля 2022 года административный иск удовлетворен. Признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда решение Совета Ведлозерского сельского поселения от 20 февраля 2012 года N 3 "Об утверждении Генерального плана Ведлозерского сельского поселения" в части установления функциональной зоны "Озеленение территории общего пользования" и решение Совета Ведлозерского сельского поселения от 20 декабря 2012 года N 2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Ведлозерского сельского поселения" в части установления территориальной зоны ОТ1 "Открытые природные пространства" в отношении расположенного в кадастровом квартале 10:21:0050202 земельного участка, имеющего координаты в системе координат МСК-10: н1. X 329913, Y 1412456, н2. Х 329915, Y 1412474, 1. Х 329889, Y 1412481, 2. Х 329876, Y 1412481, 3. Х 329861, Y 1412482, н3. Х 329861, Y 1412475 (земельного участка с кадастровым номером 10:21:0050202:11 и прилегающего к нему земельного участка площадью 310 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена).
В апелляционной представлении прокурор просит решение суда изменить, указав на признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими со дня принятия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Проанализировав положения части 4 статьи 7, подпункта 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 13 статьи 14 Устава Ведлозерского сельского поселения, суд пришел верному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовый акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции установил, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не соблюдена процедура, требования к которой содержаться в статьях 24, 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также то, что указанные нормативные правовые акты не опубликованы. Выводы суда сторонами не оспариваются.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, вместе с тем, полагает, что решение суда подлежит изменению.
Так, судом первой инстанции не учтено следующее.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Поскольку административным ответчиком грубо нарушена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов, данные нормативные правовые акты не опубликованы, руководствуясь вышеприведенными положениями, их следует признать недействующими полностью с даты принятия.
Решение Верховного Суда Республики Карелия от 5 апреля 2022 года в указанной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 5 апреля 2022 года изменить.
Признать недействующими решение Совета Ведлозерского сельского поселения от 20 февраля 2012 года N 3 "Об утверждении Генерального плана Ведлозерского сельского поселения" и решение Совета Ведлозерского сельского поселения от 20 декабря 2012 года N 2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Ведлозерского сельского поселения" с даты принятия.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.