Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арслангалеевой Татьяны Владимировны, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей: Арслангалеевой Виктории Александровны и Арслангалеевой Вероники Александровны, Арсланова Ильи Александровича к администрации района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании членами семьи Костыря Евгения Владимировича, возложении обязанности предоставить жилищный сертификат в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", по кассационной жалобе Министерства строительства Хабаровского края
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 февраля 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения представителя Министерства строительства Хабаровского края Соловых Ю.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арслангалеева Т.В, действующая от своего имени и в интересах своих несовершеннолетних детей Арслангалеевой В.А. и Арслангалеевой В.А, Арслангалеева И.А. (Арсланова И.А.) обратились в суд с иском к администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании членами семьи Костыря Е.В, указав, что на основании договора от 19.08.1998 о передаче и продаже квартиры (дома) на праве совместной долевой собственности их семье: Костыря В.Я, Костыря М.Ф, Костыря Е.В. и Костыря Т.В. передано жилое помещение, расположенное по адресу: Хабаровский край, "адрес". После смерти родителей Костыря Е.В. стал собственником 3/4 доли квартиры, где вместе с ним зарегистрированы и проживали сестра Арслангалеева (Костыря) Г.В, племянники Арсланов И.А, Арслангалеева В.А, Арслангалеева В.А. Костыря Е.В. имел право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в соответствии с п.п."з" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой Программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 18.12.2020). После смерти Костыря Е.В. - 15.04.2021, Арслангалеева Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, выпущенного на имя Костыря Е.В, однако ей было отказано по причине, что она не является членом его семьи.
Костыря Е.В. в браке не состоял, являлся инвалидом I группы, общее заболевание (инвалидность по зрению), уход и помощь за ним осуществляла Арслангалеева (Костыря) Т.В, приходившаяся ему сестрой. В своем заявлении от 05.07.2019 (вх.N К-1436) Костыря Е.В. выразил желание признать Арслангалееву Т.В. и ее детей членами своей семьи, но получил неправомерный отказ от ответчика. При подаче заявления главе муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о включении в состав участников Государственной программы, Костыря Е.В. вместе с Арслангалеевой Т.В. подписывали обязательство о том, что обязуются в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ними членами семьи и сдать в установленном законодательством РФ порядке жилое помещение, состоящее из трех комнат, площадью 58, 8 кв.м, по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", что также подтверждает, что Костыря Е.В. и Арслангалеева Т.В. были одной семьей. Таким образом, фактически семья состояла из пяти человек, которые проживали совместно в одном жилом помещении, вели общее хозяйство, имели общий семейный бюджет. Установление факта признания Арслангалеевой Т.В, Арсланова И.А, Арслангалеевой В.А, Арслангалеевой В.А. членами семьи Костыря Е.В. позволит им улучшить жилищные условия в связи с реализацией Государственной программы.
Уточнив исковые требования, просили обязать ответчика предоставить Арслангалеевой Т.В, Арсланову И.А. Арслангалеевой В.А, Арслангалеевой В.А. жилищный сертификат в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N1710, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера".
Решением суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 12 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 февраля 2022 года решение суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 12 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение.
Арслангалеева Т.В. и Арсланов И.А. признаны членами семьи Костыря Е.В.
На администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края возложена обязанность предоставить Арслангалеевой Т.В. жилищный сертификат в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N1710, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" на ее имя на состав семьи два человека, включая Арсланова И.А.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство строительства Хабаровского края просит отменить апелляционное определение. Указывает, что после смерти Костыря Е.В, распоряжением администрации от 13.08.2021 N 435 он был снят с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Полагает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что для получения жилищного сертификата истцы должны быть признаны членами семьи умершего Костыря Е.В. Отмечает, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с очередностью, установленной ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ, удовлетворение требований Арслангалеевой Т.В. и Арсланова И.А. в части возложения на администрацию муниципального района обязанности по предоставлению сертификата незаконным и не исполнимым.
Истцы, представитель ответчика администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, представитель третьего лица Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Министерства строительства Хабаровского края в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст.1, ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера", п.41, 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства от 21.03.2006 N153, исходил из того, что право Костыри Е.В. на получение жилищной субсидии сохранено за ним на основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ, как за членом семьи умершего гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, а именно его матери Костыря М.Ф, и данное положение закона исключает возможность возникновения прав на получение жилищной субсидии иных лиц, не являющихся членами семьи Костыря М.Ф. Учитывая, что с заявлением о признании права на получение жилищной субсидии как члена семьи умершей матери Костыря М.Ф. Арслангалеева Т.В. в комиссию не обращалась, при жизни Костыря М.Ф. ее внук Арслангалеев И.А. членом её семьи в судебном порядке не признавался, суд пришел к выводу, что право на получение жилищной субсидии после смерти Костыря М.Ф. истцы не приобрели.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что право Костыри Е.В. на получение жилищной субсидии сохранено за ним на основании ч.2 ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ, как за членом семьи умершего гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, а именно его матери Костыря М.Ф.
Вместе с тем признала ошибочными выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Арслангалеевой Т.В. Арсланова И.А..
Руководствуясь положениями ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, судебная коллегия указала, что на дату смерти Костыря М.Ф. при расчете размера жилищной субсидии подлежали учету Костыря Е.В. Арслангалеева Т.В. и Арсланов И.А, т.к. на момент постановки Костыря М.Ф. на учет Костыря Е.В, Костыря (ныне Арслангалеева)Т.В, Арслангалеев (ныне Арсланов) И.А. проживали совместно с Костыря М.Ф. и вели с ней общее хозяйство.
Установив, что Арслангалеева Т.В. и Арсланов И.А. наравне с Костыря Е.В. являлись членами семьи Костыря М.Ф, после ее смерти они по прежнему оставались членами одной семьи, на что указывает их совместное проживание по месту регистрации, ведение общего хозяйства, взаимная забота, осуществление ухода за Костыря Е.В, являвшегося инвалидом 1 группы по зрению, то в силу п.46 вышеуказанных Правил каждый из них вправе был на основании нотариально заверенной доверенности другого обратиться в орган государственной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата.
Принимая во внимание, что на момент смерти Костыря М.Ф. несовершеннолетние Арслангалеева В.А, Арслангалеева В.А, 10.01.2017 года рождения, членами ее семьи не являлись, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для включения их в состав семьи Костыря Е.В. в целях расчета размера жилищной субсидии не имеется, поскольку они такое право не приобрели.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о законности требований о признании Арслангалеевой Т.В. и Арсланова И.А. членами семьи Костыря Е.В.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
В соответствии со ст. 5 указанного закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется в том числе, исходя из состава семьи такого гражданина, норматива общей площади жилого помещения, в зависимости от состава семьи, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В силу ст. 10 указанного Федерального закона Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" (пункт 2, далее - Правила), которые в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Так, согласно подпункту "з" пункта 5 Правил (в редакции, действовавшей на дату признания административного истца участником подпрограммы) такое право имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда установила, что Костыря М.Ф, которая приходилась Костыря Е.В. и Арслангалеевой Т.В. матерью, была принята 03.07.2003 на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории "Инвалиды", при этом в соответствии с ч.2 ст. 53 ЖК РСФСР и п.п. "в" п. 17 Правил в качестве членов ее семьи были включены Костыря Е.В. (сын), Арслангалеева (Костыря) Т.В. (дочь), Арсланов (Арслангалеев) И.А. (внук).
После смерти Костыря М.Ф. 23.07.2004 ее сын Костыря Е.В. распоряжением главы администрации муниципального района имени Полины Осипенко от 25.06.2019 N 375 был восстановлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории "Инвалиды" с даты постановки на учет Костыря М.Ф. - 03.07.2003.
Правильно применив абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, п. 17 Правил, с учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия пришла к обоснованному выводу, что предоставление жилищной субсидии и расчет ее размера для граждан, унаследовавших право на получение жилищной субсидии, должно осуществляться исходя из состава семьи умершего гражданина, выехавшей (выезжающей) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на дату его смерти, следовательно, при расчете размера жилищной субсидии подлежали учету Костыря Е.В, Арслангалеева Т.В, Арсланов И.А.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод кассационной жалобы Министерства строительства Хабаровского края о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при разрешении требования о возложении на администрацию муниципального района обязанности по выдаче жилищного сертификата.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанным требованиям закона определение апелляционной инстанции не соответствует.
В соответствии с пунктами 31, 32, 33 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 18.12.2020), порядок и сроки формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы, состоящих на учете в федеральных органах и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, устанавливаются федеральными органами; порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов; ответственный исполнитель государственной программы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников ведомственной целевой программы.
В соответствии с п.36 Правил органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) настоящих Правил приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников ведомственной целевой программы. Сертификаты, оформленные гражданам, указанным в подпунктах "а", "б" и "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил, передаются федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых осуществляющими выдачу сертификатов таким гражданам федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил. Одновременно с сертификатами федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передают соответственно в подразделения и органы местного самоуправления ведомость вручения сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы по форме согласно приложению N 2(1) (далее - ведомость вручения сертификатов) в 2 экземплярах.
В соответствии с п. 42 Правил вручение сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы осуществляется в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов. Факт получения сертификата гражданином - участником ведомственной целевой программы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в ведомости вручения сертификатов.
Правовыми последствиями требований о признании истцов членами семьи гражданина участника государственной программы является выдача соответствующего жилищного сертификата с учетом состава семьи.
Разрешая исковые требования, суд апелляционной инстанции не учел, что жилищный сертификат на имя гражданина - участника программы - оформляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и лишь затем передается подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам. Следовательно, исходя из требований Правил о порядке оформления и выдачи сертификатов, принятое судом апелляционной инстанции решение затрагивает права заявителя жалобы.
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует правильно установить имеющие значение для дела обстоятельства, с учетом порядка оформления и выдачи жилищного сертификата, разрешить спор в соответствии с требованиями закона, в том числе определив круг соответчиков по делу.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 февраля 2022 года отменить, направить гражданское дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.