Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Власенко И.Г, Калиниченко Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татаринцева Егора Сергеевича к ПАО "Магаданэнерго" о признании незаконным приказа в части проведения профилактических прививок, взыскании оплаты вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Татаринцева Егора Сергеевича на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 16 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав представителя истца Чашина А.Н, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Татаринцев Е.С. обратился в суд с иском к ПАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго" о защите нарушенного права.
В обоснование требований указал, что работает электромонтером линии по ремонту воздушных линий электропередачи ПАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго". Приказом N ДД.ММ.ГГГГ он отстранен от работы на основании постановления главного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1 и абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ. Полагал, что у работодателя не имелось законных оснований для отстранения его от работы, постановление главного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1 не наделяет работодателей такими полномочиями. 21 октября 2021 года Правительством Магаданской области вынесено постановление N 812-пп, которым юридическим лицам рекомендовано применять положения статей 157 и 312.9 Трудового кодекса РФ к работникам, отказавшимся от вакцинации и которых невозможно перевести на дистанционную работу. В нарушение требований статей 157, 312.9 Трудового кодекса РФ, пункта 1.2 постановления Правительства Магаданской области от 30 июля 2021 года N 587-пп работодатель при его отказе от вакцинации, не рассмотрел вопрос о переводе на дистанционную работу или простой с соответствующей оплатой. Отстраняя его от работы, ответчик руководствовался собственными приказами N от ДД.ММ.ГГГГ и N-п от ДД.ММ.ГГГГ, которыми установлен норматив вакцинации для электротехнического персонала в размере 90%, что значительно превышает нормативы, установленные на дату принятия этих приказов органами государственной власти.
Просил признать незаконными: приказ N/дв от ДД.ММ.ГГГГ ПАО "Магаданэнерго", пункт 4 приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 5 приказа N-п от ДД.ММ.ГГГГ в части организации проведения профилактических прививок вторым компонентом вакцины от инфекции по электротехническому персоналу в размере 90%, взыскать оплату вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения; компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 12 января 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 16 марта 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Татаринцев Е.С, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции. В жалобе содержатся возражения в отношении компетенции работодателя устанавливать предельные значения вакцинирования по предприятию, указано на необходимость применения при отказе работника от вакцинации положений, предусмотренных ч. 2 ст. 157 и ст. 312.9 ТК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно приложению N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 1307н) профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
К категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации данной профилактической прививкой, отнесены, в частности, работники организации транспорта и энергетики (приоритет 2-го уровня).
Из материалов дела и судом установлено, что Татаринцев Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ работает в филиале "Южные электрически сети" ПАО "Магаданэнерго" в должности "данные изъяты", в чьи обязанности в т.ч. входит ремонт и техническое обслуживание воздушных линий, технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям, устранение аварийных ситуаций и др.
Основными видами деятельности ПАО "Магаданэнерго являются: поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам; получение (покупка) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности); производство и передача электрической и тепловой энергии; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования; оказание услуг по реализации энергии энергоснабжающим организациям и др. (пункт 3.2 Устава ПАО "Магаданэнерго").
Согласно пп. 5.3 п. 5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2019 N 10 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2019 - 2020 годов" руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы рекомендовано в период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ принять меры по недопущению к работе лиц, больных ОРВИ.
Указанные полномочия Главного государственного санитарного врача РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих предусмотрены подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Постановлением главного государственного санитарного врача по Магаданской области 23 июля 2021 года N 1 предписано руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Магаданской области, в сферах, установленных пунктом 1 названного постановления, предписано в срок до 20 августа 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников (подпункт 2.1 пункта 2).
Приказом генерального директора ПАО "Магаданэнерго" N-п от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений, внесенных приказом N-п от ДД.ММ.ГГГГ) в целях обеспечения проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) установлена обязанность руководителей филиалов и начальника управления по работе с персоналом в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ - вторым компонентом вакцины, не менее 60 % от общей численности работников, а по электротехническому персоналу в рамках подготовки к прохождению ОЗП - 90 % (пп.5, 8.1, 8.2, 1.1, 11.2).
Работникам Общества, не прошедшим вакцинацию, предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ пройти вакцинацию первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от инфекции, в срок до ДД.ММ.ГГГГ пройти вакцинацию вторым компонентом вакцины, и предоставить в кадровое подразделение соответствующий документ (справку/сертификат) о вакцинации, либо документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, либо письменный отказ от прохождения вакцинации (пункты 8.1, 8.2).
В случае отсутствия в сроки, установленные данным приказом, документального подтверждения прохождения работниками вакцинации, либо документального подтверждения наличия медицинских противопоказаний к вакцинации, предписано обеспечить отстранение такого работника от работы без сохранения заработной платы до прохождения полной вакцинации или до окончания периода эпиднеблагополучия, в соответствии с частью 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ, либо если трудовая функция может выполняться работником дистанционно, обеспечить его перевод на тот же период на временную дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса РФ (пункт 11.1.).
В случае документального подтверждения работником наличия у него медицинских противопоказаний в вакцинации и при наличии возможности выполнения работником трудовой функции дистанционно, обеспечить перевод данного работника на временную дистанционную работу (п. 11.2.).
ДД.ММ.ГГГГ издан аналогичный приказ N в отношении работников филиала "Южные электрические сети" ПАО "Магаданэнерго" (COVID-19), в т.ч. предписано организовать проведение профилактических прививок не менее 60 % от общей численности работников, а по электротехническому персоналу в рамках подготовки к прохождению ОЗП - 90 %.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Татаринцеву Е.С. предложено ознакомиться с приказами N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, однако истец отказался подтвердить факт ознакомления с ними, в связи с чем приказы зачитаны ему вслух.
Поскольку Татаринцев Е.С. не предоставил работодателю документов, подтверждающих факт вакцинации или наличия медицинских противопоказаний, приказом директора филиала ПАО "Магаданэнерго" N от ДД.ММ.ГГГГ он отстранен от работы без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ до даты отстранения от работы от Татаринцева Е.С. поступило письменное заявление об отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в котором он также указал, что его отказ от вакцинации обусловлен прежде всего законодательством Российской Федерации, а также его опасениями относительно возможных побочных эффектов.
Отклоняя требования в части признания незаконными оспариваемых приказов суд пришел к правильному выводу, что они не затрагивают прав и законных интересов Татаринцева Е.С, поскольку возлагают на конкретных должностных лиц (руководителей филиалов, управлений и отделов) обязанность по организации проведения профилактических прививок от коронавирусной инфекции, в том числе в отношении электротехнического персонала в размере 90 % от численности.
Выводы суда о том, что в случае принятия главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям работников отдельных отраслей отказ работника от проведения такой прививки, по аналогии с положениями пункта 2 статьи 5 Закона об иммунопрофилактике влечет правовые последствия, предусмотренные абзацем восьмым части 1 статьи 76 ТК РФ, в виде обязанности работодателя отстранить работника от работы, основаны на правильном применении норм материального права.
Оспаривая вывод суда о возможности такого отстранения истец сослался на ч. 2 ст. 157 и ст. 312.9 ТК РФ, что выводы суда не опровергает.
В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда под которой, согласно ст. 209 ТК, понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Этой обязанности корреспондируют требования к работодателю об отстранении от работы работника, в т.ч. в случаях, которые предусмотрены не только Трудовым Кодексом, но и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с ч. 1 ст. 312.9 ТК РФ в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления.
Если специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя либо работодатель не может обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, время, в течение которого указанный работник не выполняет свою трудовую функцию, считается временем простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, с оплатой этого времени простоя согласно части второй статьи 157 настоящего Кодекса, если больший размер оплаты не предусмотрен коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ч.7 ст. 312.9 ТК РФ).
Из обстоятельств дела следует, что характер работы истца связан с обслуживанием линии электропередач, в связи с чем, выполняемая истцом работа не могла быть переведена на дистанционную форму труда. При этом под простоем в предусмотренных указанными выше нормами обстоятельствах понимается простой по независящим от сторон трудовых отношений причин, в то время как Татаринцев Е.С. был отстранен от работы в связи с отказом от вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы, не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.