Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, с участием прокурора Гаврилова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области на решение Тверского областного суда от 1 декабря 2021 г. (дело N 3а-64/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 г. (дело N 66а-605/2022), вынесенные по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Регион ТеплоСбыт" об оспаривании в части постановления Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 г. N 524-пп "О распределении предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за 2019 год", заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя Правительства Тверской области Мельничук А.А, представителя ООО "Регион ТеплоСбыт" Лукиной В.В, представителя ГУ "Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Волченко В.С, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 года N 524-пп утверждено распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за 2019 год исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравнённым к нему потребителям согласно приложению (пункт 1).
Согласно постановлению предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области при соблюдении теплоснабжающими организациями требований и условий, предусмотренных Порядком компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, утвержденным постановлением Правительства Тверской области в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2).
Признано утратившим силу постановление Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года N 132-пп "О распределении предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за первое полугодие 2019 года" (пункт 4).
Приложением к данному постановлению по Весьегонскому муниципальному округу для теплоснабжающей организации ООО "Регион ТеплоСбыт" сумма субсидии за январь-ноябрь 2019 года установлена 6579, 64 тыс. рублей по г. Весьегонск и 460, 63 тыс. рублей по с. Кесьма (пункты 9, 11).
Общество с ограниченной ответственностью "Регион ТеплоСбыт" (далее ООО "Регион ТеплоСбыт", Общество, административный истец) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать не действующим постановление Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 года N 524-пп в части распределения ему суммы субсидии на компенсацию выпадающих доходов и в части отмены ранее действовавшего постановления Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года N 132-пп, обязать Правительство Тверской области вынести в отношении Общества нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемое постановление.
Общество полагает, что данный нормативный правовой акт принят в нарушение требований части 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", поскольку не обеспечивает компенсацию теплоснабжающей организации выпадающих доходов при оказании услуги теплоснабжения населению, для которого органом регулирования установлен льготный тариф.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года N 383 для ООО "Регион ТеплоСбыт" на 2019 год установлены льготные тарифы для населения в г. Весьегонск и в Кесемском сельском поселении.
Постановлением Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года N132-пп установлен предельный размер субсидии Обществу на первое полугодие 2019 года в размерах 6857, 38 тыс. рублей и 462, 72 тыс. рублей. Оспариваемым Постановлением Правительства Тверской области N 524-пп предельный размер субсидии за январь-ноябрь 2019 года составил 6579, 64 тыс. руб. и 460, 63 тыс. рублей, то есть за год сумма субсидии уменьшена в сравнении с субсидией за полугодие.
Обжалуемым постановлением Правительство не распределило в отношении административного истца предельный размер субсидий исходя из планового размера полезного отпуска тепловой энергии на 2019 финансовый год, ограничив размером компенсации, определенной на первое полугодие 2019 года.
Распределенные Правительством в обжалуемом постановлении суммы субсидий не соответствуют объемам планового и фактического полезного отпуска, предельным и фактическим размерам субсидий, определенным расчетным путем ГУ РЭК Тверской области.
Решением Тверского областного суда от 1 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 г, требования административного истца удовлетворены частично, постановление Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 г. N 524-пп "О распределении предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за 2019 год" признано недействующим в части распределения предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям по Весьегонскому муниципальному округу за январь-ноябрь 2019 года для теплоснабжающей организации ООО "Регион ТеплоСбыт" в суммах 6579, 64 тыс. руб. и 460, 63 тыс. руб. (пункты 9, 11 Приложения) со дня его принятия; на Правительство Тверской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим в части постановление.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 апреля 2022 г, представитель Правительства Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в соответствии с действующим правовым регулированием Тверской области утверждение предельного размера субсидии теплоснабжающей организации за текущий год, определенного исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению, используется для определения объема необходимых денежных средств для планирования расходных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период. Данное распределение является инструментом внутренней организации бюджетного планирования, не является расчетом размера субсидии, что свидетельствует о том, что оспариваемый правовой акт не может нарушать права и законные интересы административного истца. Размер фактической суммы субсидии определяется по итогам работы теплоснабжающей организации исходя из фактического объема полезного отпуска тепловой энергии населению за фактический период.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Проанализировав положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении", постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, нормативные правовые акты Тверской области, которыми утвержден порядок предоставления субсидий на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года N 122-30 "Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель", постановление Правительства Тверской области от 2 апреля 2013 года N 109-пп "О порядке компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель", суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом государственным власти Тверской области в установленной форме, с соблюдением процедуры его обнародования.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Кесемского сельского поселения Весьегонского района Тверской области от 20 сентября 2016 г. N 47 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Кесемского сельского поселения, присвоен статус единой теплоснабжающей организации ООО "Регион ТеплоСбыт".
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 г. N 383-нп установлены льготные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регион ТеплоСбыт" для потребителей городского поселения город Весьегонск муниципального образования Тверской области "Весьегонский район", на 2018 - 2020 годы", в том числе одноставочный тариф:
для потребителей по г. Весьегонск на первое полугодие 2019 года - 3571, 49 руб./Гкал, на второе полугодие 2019 года - 4418, 02 руб./Гкал;
для населения по г. Весьегонск на 2019 год - 2462, 64 руб./Гкал;
для потребителей по Кесемскому сельскому поселению на первое полугодие 2019 года - 3572, 09 руб./Гкал, на второе полугодие 2019 года - 4614, 20 руб./Гкал;
для населения по Кесемскому сельскому поселению на 2019 год - 2590, 56 руб./Гкал.
Льготный тариф для населения г.Весьегонск муниципального образования Тверской области "Весьегонский район", а также Кесемского сельского поселения установлен органом регулирования на основании статьи 4 Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года N 122- 30 "Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель" в порядке реализации положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно экспертным заключениям органа регулирования на предложение ООО "Регион ТеплоСбыт" об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Весьегонска и с. Кесьма на 2019 год в рамках первого долгосрочного периода регулирования на 2018-2020 года полезный отпуск тепловой энергии учтен при расчете тарифа по г. Весьегонск - 17388, 84 Гкал, по с. Кесьма - 1423, 0 Гкал, среднегодовой расчетный размер субсидии в 2019 году составит по г. Весьегонск - 15926, 76 тыс. руб, по с. Кесьма - 1178, 22 тыс. руб.
При установлении тарифа Обществу на заседании правления ГУ РЭК Тверской области 19 декабря 2018 г. орган регулирования руководствовался технико-экономическими показателями, согласно которым плановый отпуск теплоэнергии в сеть (полезный отпуск) в 2019 году по г. Весьегонск составит 17388, 84 Гкал, в том числе по группе потребителей население - 10822, 40 Гкал, по с. Кесьма - 1423, 0 Гкал, в том числе по группе потребителей население - 825 Гкал.
Процедура и условия предоставления из бюджета Тверской области субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, установлены Порядком компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 2 апреля 2013 года N 109-пп, который на момент принятия оспариваемого постановления от 24 декабря 2019 года N 524-пп действовал в редакции постановления Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года N 131-пп.
Пунктом 2 раздела 1 Порядка N 109-пп установлено предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в текущем финансовом году законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период на эти цели.
Ежегодно в срок до 1 марта текущего года нормативным правовым актом Правительства Тверской области утверждается на текущий финансовый год либо на первое полугодие текущего финансового года распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям (далее - Распределение).
В случае утверждения Распределения на первое полугодие, Распределение на финансовый год утверждается в срок до 1 июля текущего года.
Пунктом 13 статьи 28 Закона Тверской области от 28 декабря 2018 года N 71-30 (ред. от 6 декабря 2019 года) "Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрены субсидии юридическим лицам в целях реализации Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года N 122-30 "Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель" в рамках государственной программы Тверской области "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области" на 2016 - 2021 годы".
Данной программой, действовавшей в редакции постановления Правительства Тверской области от 3 ноября 2015 года N 505, на 2019 год в бюджете Тверской области предусматривалось финансирование в сумме 622 900, 7 тыс. рублей на мероприятие 1.05 "Предоставление субсидий юридическим лицам в целях реализации Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года N 122-30 "Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель".
Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2019 года N 524-пп общая сумма субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям Тверской области за 2019 год предусмотрена в сумме 328 119, 29 тыс. рублей.
Согласно действовавшему на момент издания оспариваемого постановления Порядку N 109-пп ежегодно в срок до 1 марта текущего года нормативным правовым актом Правительства Тверской области утверждалось на текущий финансовый год либо на первое полугодие текущего финансового года распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям.
В случае утверждения распределения на первое полугодие распределение на финансовый год утверждалось в срок до 1 июля текущего года (абзац 3 пункта 2).
Постановлением Правительства Тверской области от 26 апреля 2019 года N 132-пп утверждено распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за первое полугодие 2019 года, согласно которому сумма субсидии по Весьегонскому району для ООО "Регион ТеплоСбыт" составила по г. Весьегонск - 6 857, 38 тыс. руб, по Кесемскому сельскому поселению - 462, 72 тыс. руб.
15 мая 2019 года Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Тверской области и ООО "Регион ТеплоСбыт" заключены соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета в 2019 году в целях компенсации выпадающих доходов в размерах 6 857 380 руб. и 462 720 руб, Министерством изданы приказы о предоставлении субсидий N 70 от 21 мая 2019 г, N 102 от 15 июля 2019 г, платежными поручениями перечислена субсидия.
Поскольку распределение субсидии Обществу было утверждено только на первое полугодие, согласно абзацу 3 пункта 2 действовавшего Порядка N 109-пп в редакции постановления Правительства Тверской области N 131-пп от 26 апреля 2019 года, распределение на весь 2019 год должно было быть утверждено до 1 июля 2019 года, согласно расчету органа тарифного регулирования ГУ РЭК Тверской области на основании представляемых теплоснабжающей организацией документов.
Основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, послужили выводы судов о том, что размер субсидии, распределенной ООО "Регион ТеплоСбыт" постановлением Правительства Тверской области N 524-пп от 24 декабря 2019 года, определен в нарушение положений пункта 2 раздела 1 Порядка N 109-пп без учета планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям на 2019 год.
Так, оспариваемым нормативным правовым актом субсидии за 2019 год ООО "Регион Теплосбыт" на компенсацию выпадающих доходов распределены в суммах: 6 579 640 руб. по г. Весьегонск (по расчету тарифного органа - 15 926 746, 75 руб.); 460 630 руб. по с. Кесьма (по расчету тарифного органа - 1 178 218, 96 руб.) За первое полугодие 2019 года постановлением Правительства от 26 апреля 2019 года N 132-пп сумма субсидии Обществу распределена по г. Весьегонск - 6 857 380 руб. (по расчету тарифного органа - 6 579 635, 36 руб.); по с. Кесьма - 462 720 руб. (по расчету тарифного органа - 460 628, 12 руб.).
При этом, в нарушение положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Правительство Тверской области расчет обоснованности сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов ООО "Регион ТеплоСбыт" за 2019 год в суммах, приведенных с оспариваемом постановлении, не представлено.
Проанализировав письмо начальника ГУ РЭК Тверской области от 30 декабря 2020 года, адресованное Уполномоченному по защите прав предпринимателей Тверской области, и расчет субсидии за второе полугодие 2019 года, направленный в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, которое содержит сведения в отношении ООО "Регион ТеплоСбыт" о величине планового полезного отпуска тепловой энергии на 2019 года по г. Весьегонск - 10822, 40 Гкал, по Кесемскому сельскому поселению - 825, 0 Гкал, размера субсидии для ООО "Регион ТеплоСбыт" за 2019 год, исчисленного как разница между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и тарифом на тепловую энергию для населения помноженная на объем полезного отпуска тепловой энергии населению, по г. Весьегонску (15 926 746, 75 руб.) и по Кесемскому сельскому поселению (1 178 218, 96 руб.), суд пришел к выводу, что расчет субсидии и объема планового полезного отпуска тепловой энергии, соответствует показателям, учтенным органом регулирования в целях установления необходимой валовой выручки для ООО "Регион ТеплоСбыт" и установления тарифов приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года N 383-нп.
При этом в оспариваемом постановлении субсидии за 2019 год ООО "Регион Теплосбыт" на компенсацию выпадающих доходов распределены в суммах: 6579640 рублей по г. Весьегонску, 460630 рублей по с. Кесьма.
Из заключения эксперта Новиковой В.В. от 31 октября 2021 г, на разрешение которого поставлен вопрос об установлении величины планового объема полезного отпуска тепловой энергии ООО "Регион Теплосбыт", а также расчет субсидии, следует, что плановый объем полезного отпуска по услугам, оказываемым населению и приравненным к нему потребителям у ООО "Регион ТеплоСбыт" за 2019 год по г. Весьегонск составляет 9386, 529 Гкал, по с. Кесьма - 748, 449 Гкал. Расчетная величина субсидии в целях компенсации выпадающих доходов ООО "Регион ТеплоСбыт" при оказании услуг по теплоснабжению населению и приравненным к нему потребителям за 2019 год по г. Весьегонск составляет 13 331 187 руб, по с. Кесьма - 1 025 515, 06 руб.
Эксперт пришел к выводу о невозможности корректного расчета планового объема полезного отпуска тепловой энергии по правилам, предусмотренным пунктом 8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э, ссылаясь на отсутствие актуализированной схемы теплоснабжения муниципальных образований, эксперт произвел расчет фактического объема полезного отпуска, в соответствии с пунктом 9 Методических указаний. При этом использовал статистические формы N 46-ТЭ за период с января по ноябрь 2019 года, исключив формы на декабрь 2019 года, указав на отсутствие на документах сведений об их поступлении в ГУ РЭК Тверской области.
Экспертом не установлен размер субсидии расчетным путем в соответствии с пунктом 8 Методики N 760-э, при этом расчет объема полезного отпуска, содержащийся в заключении по приведенным в таблице объемам отпуска тепловой энергии, исключая данные за декабрь, идентичен объему полезного отпуска, приведенному помесячно в расчете субсидии ГУ РЭК Тверской области, направленному в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
Таким образом, выводы о наличии оснований для признания постановления от 24 декабря N 524-Пп не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы административного истца, как теплоснабжающей организации ввиду неверного расчета субсидии за второе полугодие 2019 года, вопреки утверждению в кассационной жалобе, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Распределение субсидии Обществу оспариваемым постановлением не обеспечивает реализацию принципов соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 6, 7 статьи 3 Закона о теплоснабжении), в нарушение требований части 14 статьи 10 указанного Закона не обеспечивает компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающей организации, поставляющей тепловую энергию по льготному тарифу, в связи с чем доводы жалобы о последовавшем распределении размера субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в текущем финансовом году законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год, недостаточность лимитов бюджетных обязательств, не свидетельствуют о незаконности принятых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку надлежащим способом восстановления нарушенного права является предъявление иска о возмещении убытков, что сделано последним в рамках арбитражного судопроизводства, получили правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
С учетом изложенных обстоятельств доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может. Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тверского областного суда от 1 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.