Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Департамента образования и науки города г. Москвы Полосина М.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 г. (дело N 2а-583/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 марта 2022 г. (дело N 33а-1324/2022), вынесенные по административному делу по административному иску ФИО1 к Департаменту образования и науки г. Москвы о признании незаконным бездействия, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя административного ответчика Департамента образования и науки города Москвы Полосина М.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Новикова О.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Департамента образования и науки г. Москвы в решении вопроса обеспечения несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, местами в дошкольном учреждении; возложении обязанности на Департамент образования и науки г. Москвы реализовать право несовершеннолетних детей, на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 марта 2022 г, требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Департамента образования и науки г. Москвы, выразившееся в непредоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетним детям Новиковой О.И.; на Департамент образования и науки г. Москвы возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания несовершеннолетних детей Новиковой О.И.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 марта 2022 г, представитель административного ответчика Департамента образования и науки г. Москвы Полосин М.В, просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных доказательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Новикова О.И, являясь матерью несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО6 в установленном порядке подала заявление на зачисление детей в государственную образовательную организацию системы образования г. Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования; заявлениям присвоены номера. Письмом административного ответчика от 19 октября 2020 г. в предоставлении места детям в детском саду было отказано. До настоящего времени места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетним детям не предоставлены.
Оспаривая незаконное бездействие Департамента образования и науки г. Москвы в решении вопроса о зачислении детей в дошкольное образовательное учреждение, истец обратилась за судебной защитой.
Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, указав, что у несовершеннолетних детей Новиковой О.И. имеются необходимые объективные предпосылки для получения мест в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление мест в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган), в связи с чем у Департамента образования и науки г. Москвы возникла обязанность обеспечить детей местами в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве детей в другое (не из числа указанных истцами при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.
Данная позиция является правильной, основанной на верном применении норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии бездействия со стороны ответчика по предоставлению мест в дошкольных учреждениях, поскольку на Департаменте образования и науки г. Москвы лежит обязанность предоставления мест только при их наличии, чего в судебном заседании доказано не было, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).
Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Судебными инстанциями правомерно отмечено, что административным истцом необходимые условия для получения детьми мест в детском саду соблюдены, в связи с чем уполномоченный орган обязан рассмотреть вопрос об устройстве детей в дошкольное образовательное учреждение, чего сделано не было. Свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания истца, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании Департаментом образования и науки г. Москвы, не предлагались.
Судебная коллегия полагает, что обеспечение интересов детей во всех действиях, является приоритетными задачами государства, не принятие мер к своевременному увеличению числа либо вместимости дошкольных образовательных учреждений, либо отсутствие условий по осуществлению образовательной деятельности, не может влечь негативных последствий для детей в сфере получения доступного дошкольного образования.
Не влекут отмены состоявшихся по делу судебных актов, и не опровергают выводов судов о бездействии административного ответчика, доводы о выделенных субсидиях негосударственным образовательным учреждениям, список которых размещен на официальном сайте Правительства Москва, поскольку доказательства принятия Департаментом образования и науки г. Москвы необходимых мер по обеспечению возможности получения ребенком дошкольного образования, не представлены.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену решений судов, по настоящему административному делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 марта 2022 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента образования и науки г. Москвы Полосина М.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 23 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.