Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Жидкова П.С. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 13 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Минасяна Левона Мартуновича к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению МВД России по Тамбовской области о признании незаконными решений о нежелательности пребывания в Российской Федерации и депортации, Заслушав доклад судьи Жудова Н.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 2590 - рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" пребывание (проживание) в Российской Федерации Минасяна Л.М. признано нежелательным.
На основании данного распоряжения 30 ноября 2020 года УМВД России по Тамбовской области принято решение о депортации Минасяна Л.М. за пределы Российской Федерации.
Считая указанное распоряжение и решение незаконными, нарушающими права на уважение личной и семейной жизни, гарантированные статьёй 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Минасян Л.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской и УМВД России по Тамбовской области, мотивируя свои требования тем, что пребывание его на территории Российской Федерации не представляет угрозы для общественного порядка и безопасности Российской Федерации, он положительно характеризовался по месту отбывания наказания, имеет тесные и устойчивые связи с Российской Федерацией, состоит в зарегистрированном браке с Минасян Н.Р, с которой они имеют двоих детей. Его жена Минасян Н.Р. и сын Минасян K.Л. являются гражданами Российской Федерации, имеют постоянное место жительство в России. Сын Минасян M.JI. имеет вид на жительство в Российской Федерации. В собственности супруги находится жилой дом, расположенный по адресу: Воронежская область, Терновский район, с. Братки, ул. Крунской, д. 24, где до задержания Минасян Л.М. проживал со своей семьей.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 июля 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично, распоряжение Минюста России N 2590-рн от 23 мая 2019 года "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" признано незаконным в части неуказания срока нежелательности пребывания. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 13 октября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 декабря 2021 года, представитель административного истца по доверенности Жидков П.С. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принятии нового решения об удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, нарушение норм процессуального права. В жалобе указывается, что само по себе наличие у заявителя судимости не является достаточным основанием для принятия указанного распоряжения, а впоследствии решения о депортации Минасяна Л.М. Распоряжение о нежелательности пребывания административного истца на территории РФ принято без учета особенностей личности административного истца.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Минасян Л.М. является гражданином Республики Армения, был осужден приговором Жердевского районного суда Тамбовской области от 02 октября 2014 года (с учетом апелляционного постановления Тамбовского областного суда от 19 марта 2015 года) по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1; ч. 1 ст. 228; ч. 1 ст. 231 УК РФ к 6 годам 8 месяцам лишения свободы.
Таким образом, Минасян Л.М. осужден за совершение на территории России умышленных преступлений, в том числе особо тяжкого, в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 2590 - рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" пребывание (проживание) в Российской Федерации Минасяна Л.М. признано нежелательным. После чего 30 ноября 2020 года УМВД России по Тамбовской области принято решение о депортации Минасяна Л.М. за пределы Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 года право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
В силу подпункта 3 части 1 статьи 27 названного федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 названного Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее по тексту - Положение) и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее по тексту - Перечень).
Согласно Положению (в редакции, действовавшей на момент принятия административным ответчиком оспариваемого распоряжения) решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Перечнем, в срок не более одного месяца со дня представления их территориальными органами (подразделениями) материалов, подтверждающих предусмотренные Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельства, являющиеся основанием для принятия такого решения. Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (пункты 2, 3).
Пунктом 6 Перечня Министерство юстиции Российской Федерации относилось к федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина (пункт 11 статьи 31 Закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении административного иска в части основных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что Минасян Л.М, пребывая в Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявил, законы Российской Федерации не соблюдал, совершил умышленные преступления, в том числе особо тяжкое, в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Наличие у Минасяна Л.М. родственных связей в Российской Федерации (супруга и совершеннолетние дети), не влечет в безусловном порядке признания оспариваемых актов нарушающими его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку данные акты приняты с учётом степени общественной опасности совершенных Минасяном Л.М. преступлений, исходя из приоритета интересов населения Российской Федерации, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, имеющего непогашенную судимость, семейных связей в Российской Федерации и его нежелания покидать страну.
Минасян Л.М. имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления. Данное обстоятельство является основанием для оценки его поведения, как представляющего общественную опасность, и в таком случае при принятии решения о нежелательности пребывания его на территории России необходимо отдать приоритет интересам Российской Федерации, здоровью и безопасности населения страны, в связи с чем, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Ограничения носят временный характер, правовую связь с государством своей принадлежности Минасян Л.М. не утратил, нарушений положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, оспариваемым распоряжением не допущено.
Поскольку в оспариваемом распоряжении не был указан срок, на который пребывание (проживание) Минасяна Л.М. на территории Российской Федерации признано нежелательным (срок погашения судимости), фактически данным распоряжением пребывание (проживание) административного истца в России признано нежелательным бессрочно.
В связи с этим, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отмене оспариваемого распоряжения в части неустановления срока пребывания (проживания) Минасян Л.М. на территории России, поскольку признание пребывания (проживания) административного истца в Российской Федерации нежелательным бессрочно, в том числе после погашения судимости, не соответствует положениям национального законодательства и свидетельствует о чрезмерном вмешательстве со стороны публичных властей Российской Федерации в его право на уважение семейной жизни.
Доводы кассационной жалобы, не опровергают правильность выводов суда первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 13 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Минасяна Л.М. по доверенности Жидкова П.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 марта 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.